Уважение к себе и к своему труду по Д.И. Писареву [продолжение]

Начало »

 

Замечательно, что высокое удовольствие самоуважения, в большей или меньшей  степени, доступно и понятно всем людям, развившим в себе способность  мыслить, хотя бы эта способность привела их потом к чистым и простым истинам  естествознания или, напротив того, к туманным и произвольным фантазиям  философского мистицизма. Материалисты и идеалисты, скептики и догматики,  эпикурейцы и стоики, рационалисты и мистики - все сходятся между собою,  когда идёт речь о высшем благе, доступном человеку на земле и не зависимом  от внешних и случайных условий. Все говорят об этом благе в различных  выражениях, все подходят к нему с разных сторон, все называют его разными  именами, но отодвиньте в сторону слова и метафоры, и вы везде увидите одно и  то же содержание. Одни говорят, что человек должен убить в себе страсти,  другие - что он должен управлять ими, третьи - что он должен облагородить  их, четвёртые - что он должен развить свой ум и что тогда всё пойдёт как по  маслу. Пути различные, но цель везде одна и та же, - чтобы человек  пользовался душевным миром, как говорят одни, - чтобы в его существе  царствовала внутренняя гармония, как говорят другие, - чтобы совесть его  была спокойна, как говорят третьи, или наконец, - если взять самые простые  слова, - чтобы человек постоянно был доволен самим собою, чтобы он мог  сознательно любить и уважать самого себя, чтобы он во всех обстоятельствах  жизни мог положиться на самого себя как на своего лучшего друга, всегда  неизменного и всегда правдивого.

Если все мыслители понимают и ценят чувство самоуважения, то мы в этом  отношении никак не должны считать мыслителями всех людей, читающих и пишущих  философские сочинения. Рутинёр, буквоед и филистёр, к какой бы школе он ни  принадлежал и какою бы наукою он ни занимался, всегда будет работать по  обязанности службы, никогда не почувствует наслаждения в процессе мысли и  поэтому никогда не составит себе понятия о чарующей прелести самоуважения.  Дело в том, что всё можно обратить в механику. У нас обращено в механику  искусство надувательства, а в Западной Европе, со времён средневековой  схоластики, в механику превратилось искусство писать учёные трактаты, рыться  в фолиантах и получать самым добросовестным образом докторские дипломы, не  переставая верить в колдовство или в алхимию. Закваска рутины так сильна,  что многие немцы и англичане находят возможным заниматься даже естественными  науками, не переставая быть, по своему миросозерцанию, чисто средневековыми  субъектами. От этого выходят презабавные эпизоды. Например, знаменитый  английский анатом Ричард Оуэн (прошу не смешивать с социалистом, Робертом  Оуэном) упорно не желает видеть в мозгу обезьяны одну особенную штучку  (аммониевы рога), потому что существование этой штучки у обезьяны кажется  ему оскорбительным для человеческого достоинства. Ему показывают, Гексли из  себя выходит, а тот так и остается при своём. Не вижу, да и только.

Любопытно также послушать, как Карл Фохт беседует с Рудольфом Вагнером,  чрезвычайно замечательным физиологом и в то же время ещё более замечательным  филистёром. Но Оуэн и Вагнер во всяком случае превосходные исследователи;  они смотрят во все глаза и сильно работают мозгом, когда вопрос не слишком  близко подходит к их сердечным симпатиям. Напряжённое внимание и размышление  всё-таки могут расшевелить и развить ум настолько, что чувство самоуважения  сделается понятным и драгоценным. А есть и второстепенные Оуэны и Вагнеры;  во всех философских и научных лагерях есть мародёры и паразиты, которые не  только не создают мыслей сами, но даже не передумывают чужих мыслей, а  только затверживают их, чтобы потом разбавлять готовые темы ушатами воды и  составлять таким образом статьи или книги. Этим людям чувство самоуважения,  разумеется, останется навсегда неизвестным.

Мы видим таким образом, что мыслители всех школ понимают одинаково высшее и  неотъемлемое благо человека; мы видим, кроме того, что это благо  действительно доступно только тем из мыслителей, которые в самом деле  работают умом, а не тем, которые повторяют, с тупым уважением слепых  адептов, великие мысли учителей. Вывод прост и ясен.

Не школа, не  философский догмат, не буква системы, не истина делают человека существом  разумным, свободным и счастливым. Его облагороживает, его ведёт к  наслаждению только самостоятельная умственная деятельность, посвящённая  бескорыстному исканию истины и не подчиненная рутинным и мелочным интересам  вседневной жизни. Чем бы ни пробудили вы эту самостоятельную деятельность,  чем бы вы ни занимались - геометриею, филологиею, ботаникою, всё равно -  лишь бы только вы начали мыслить. В результате всё-таки получится расширение  внутреннего мира, любовь к этому миру, стремление очистить его от всякой  грязи и, наконец, незаменимое счастье самоуважения. Значит, все-таки ум  дороже всего, или, вернее, ум - все. Я с разных сторон доказывал эту мысль  и, может быть, надоел читателю повторениями, но ведь мысль-то уж больно  драгоценная. Ничего в ней нет нового, но если бы только мы провели её в нашу  жизнь, то мы все могли бы быть очень счастливыми людьми. А то ведь мы все  куда как недалеко ушли от тех карликов, от которых совершенно отвлекло меня  это длинное отступление».

Писарев Д.И., Мотивы русской драмы/ Собрание сочинений в 4-х томах, Том 3, М., «Государственное издательство художественной литературы», 1956 г., с.

 

Чувство самоуважения личности по Уильяму Джеймсу

Уважение чужих достижений по Ф.М. Достоевскому