«Остров Жены художника», как пример научного произвола

«Представляется уместным главу о различных островах закончить рассказом об «острове Жены художника». Где именно появился «остров Жены художника», сейчас трудно сказать, но это забавная история, и ее лучше всего передать словами Питера Хейлина из его «Космографии» 1659 года: «Остров Жены художника» - это остров, упоминаемый сэром Уолтером Рэлеем в его «Истории мира». О нём сэру Уолтеру рассказал Педро де Сармиенто, испанец, который по поручению короля должен был основать несколько колоний у Магилланова пролива. По дороге домой он был захвачен в плен сэром Уолтером, и тот спросил его о некоторых островах, которые были изображены на картах в районе пролива и могли бы ему очень пригодиться. На это Сармиенто весело ответил, что их следует назвать «островами Жены художника», потому что, когда художник рисовал эту карту, сидевшая рядом с ним жена попросила его нанести на карту одну землю для неё, чтобы она в своём воображении могла стать обладательницей острова. По всей вероятности, у жены художника много островов, а возможно, есть и страны на континенте, которые изображены на наших обычных картах, но которые невозможно обнаружить даже в результате самых тщательных поисков».

Раймонд Рамсей, Открытия, которых никогда не было, М., «Прогресс», 1982 г., с. 97-98.

 

«Закон трёх стадий» Огюста Конта

Викентьев И.Л., Рекомендации по занятию профессиональным творчеством