Особенности / черты российского менталитета по Д.В. Иванову

Д.В. Иванов под российским  менталитетом  понимает не некий  присущий каждому гражданину России набор ментальных  черт, а  статистически  значимая специфичность  (то  есть  более  высокая, чем в  иных  странах,  вероятность обнаружения) интеллектуальных привычек  - устойчивых  и неотрефлексированных мыслительных  схем,  которым  человек  следует  в  восприятии  событий  и  в отношении к ним:     

 

«Специфика российского  менталитета  находит  выражение в  экономической области в следующих особенностях «иррационального» поведения:

1)   наши  люди не  способны на повседневное, кропотливое, дисциплинированное  ведение   дела,  когда  смысл,  цель  этого   дела  не просматривается,  зато они способны на взрывной выброс душевных и физических сил во имя завершения дела, чтобы освободиться от его рутины и приобщиться к чему-либо прекрасному, вечному, доброму;

2) наши люди не могут  жить работой, целиком посвящая ей себя, зато они могут жить на работе, отдаваясь целиком общению в родном коллективе;

3) наши люди лишены способности рассматривать инструментальные ценности как самодостаточные и просто следовать велению инструкций, зато они способны рассматривать  любые  ценности   как  инструментальные   и  сомневаться   в непререкаемости инструкций, задаваясь вопросом «А в чём же здесь смысл?»

Следовательно,  «вахтовый  метод», авралы  (сверхусилия для  завершения уникального  продукта),  мотивация  работника  в   условиях  дефицита  фонда зарплаты  общением  и свободным  временем,  - всё  это  не  «патологические» отклонения,  а  органичные  формы.  Нужно  все эти советские и постсоветские «вне-»  или   даже   «антиэкономические»  формы  интегрировать,  придав   им экономический   образ  «нового   менеджмента»,   сконцентрированного  не  на стабильной  рутине технологии,  а  на  конъюнктурной  реализации уникального проекта.   В  такой  перспективе   российский  менталитет   особенно  хорошо «стыкуется»  с  «выстраданными» на  Западе виртуальной корпорацией,  офисным дизайном, виртуальным  рабочим днём, виртуальной платёжеспособностью и  т.д. Они  есть  уже  и у нас,  но  без развитой инфраструктуры и  культивирования «нового менеджмента» принимают трагикомическую форму  смены «биржевой» волны волной «банковской»,  объявлений «Продам фирму «под ключ»,  сражений в Doom в  офисе, финансовых пирамид и т.п.  

Таким  образом, деструктивные  в  контексте  экономики  вещей тенденции становятся  конструктивными   в  контексте  экономики   образов.  «Реальная» экономика оставляет России  перспективу  быть  вечно догоняющей, виртуальная экономика  даёт шанс на  лидерство. Использовать  этот шанс можно, превратив экономическую  политику   в  процесс   придания   образа   экономической рациональности структуре производства, формирующейся уже сейчас и отражающей на  макроуровне,  пусть  и   в  негативной  форме,  специфику  национального менталитета. 

Иванов Д.В., Виртуализация общества, в Сб.: Информационное общество, М., «Аст», 2004 г., с. 422-423.