Появление в России модных слов: «творческие / креативные» индустрии

«Реальным примером в появлении очагов инновационной культуры и творческих кластеров является пока что город Москва, где действительно появились в начале XXI века арт-центры.

Первым таким творческим кластером явился Центр Дизайна ARTPLAY (открыт в 2005 г.), расположенный в бывшем здании фабрики «Красная Роза» на улице Тимура Фрунзе, собравший под своей крышей известных архитекторов, проектировщиков, дизайнеров, художников, инженеров, а также поставщиков и продавцов мебели, отделочных материалов и специального оборудования.

Это крупнейшее в России объединение независимых профессиональных фирм, успешно занимающихся строительством и реконструкцией архитектурных объектов, дизайна и обустройством интерьера.

Другим примером может служить очаг инновационной культуры «Винзавод», расположенный в районе Сыромятников (ст. метро «Курская») и представляющий собой комплекс промышленных построек XIX в. (старинные цехи, дегустационные лаборатории, лофты и винные подвалы) общей площадью 10 тыс. м2, в проекте которого заложено 2 больших выставочных зала, известные московские галереи, дизайн студия, мастерские художников, крупнейшая в Москве фотостудия, арт-бары и кафе, дизайнерские, книжный и музыкальный магазины.

Проектом предусмотрена большая открытая площадка, предназначенная для проведения разнообразных культурных событий: концертов, фестивалей и презентаций. Сформированный по принципу «арт-кластер» центр современного искусства «Винзавод» сконцентрирует лучшие творческие ресурсы города и создаст принципиально новую, привлекательную для широкой публики художественную среду. Надо отметить, что московский опыт развития креативной среды представляет собой начало новых тенденций для преобразования строившегося до сих пор по стандартной схеме городского пространства (официальный центр - спальные районы - промышленные зоны) в новую архитектурно-пространственную среду, которая позволяет проявляться творчеству и креативности.

В Великобритании такие очаги сосредоточения творческих людей и организаций (называемые творческими индустриями) давно уже являются не просто факторами культурной жизни, но и двигателем экономического развития городской среды. Культура и экономическое развитие территории в британской градостроительной практике последнее время тесно связаны между собой.

В западных странах примеры такого преобразующего воздействия творческих центров на окружающую среду многочисленны и давно стали привычной частью городской жизни».

Буренко Е.В. и др., Формирование креативности и креативной среды / Креативная лаборатория: диалог творческих практик / Ред.-сост. О.А. Карлова М., «Академический проект», 2009 г., с. 121-122.

 

Замечу, что «творческая индустрия» - модное словосочетание. Кварталы ремесленников,  занимавшихся художественными промыслами, были известны ещё в средневековой Европе; в XIX веке богема жила и работала в квартале Монмартр / Montmartre в Париже. В СССР было много наукоградов, в которых  ученые занимались военной проблематикой.

 

Понятие, появившиеся в 1998 году: Творческие индустрии / Creative Industries