«Для различных приматов типична разная социальная организация, причём многие низшие обезьяны (лангуры, макаки, мартышки, бабуины) обычно формируют жёсткие иерархические структуры с сильным вожаком-доминантом на вершине.
Подобная социальная система получила название «мультисамцовая» (имеется несколько самцов, располагающихся по разным ступеням иерархии). Вожак (α-самец) в типичном случае принимает особую выпрямленную позу с поднятым хвостом, он патрулирует территорию, осуществляет коллективный уход за детёнышами, имеет преимущественный доступ к пищевым ресурсам, укрытиям, самкам и др.
Правда, наряду с самцом-доминантом, могут возникать также рыхлые неиерархические объединения, особенно молодых обезьян, своего рода «неформальные молодёжные клубы».
Более близкие эволюционные сородичи человека - человекообразные обезьяны - часто имеют более «демократичную» и рыхлую социальную организацию, в том числе и в случае наблюдаемых, например у бонобо мультисамцовых групп, которые не имеют такой чёткой иерархии, как у низших приматов. Конечно, иерархические отношения в той или иной степени присутствуют и у человекообразных обезьян. Так, у горилл высокий социальный ранг имеют старшие, «сереброспинные» самцы. Однако антропоиды, и в особенности шимпанзе и бонобо, характеризуются преобладанием кооперативных горизонтальных (неиерархических) отношений (груминг - англ. grooming - ласки, игровое поведение, ритуал приветствия, одаривание друг друга пищей и др.) над отношениями доминирования-подчинения, а также тем, что индивиды могут свободно двигаться в одиночку, присоединяться к временным сообществам или покидать их.
Особенно рыхлы социальные связи у шимпанзе, для которого характерен «дисперсный тип» социальных структур. «Объединение (в социальные структуры) и распад (этих структур) в обществе шимпанзе достигает пределов социальной пластичности; индивиды обоих полов имеют практически полное право свободно приходить и уходить, когда им вздумается… Состав временных групп постоянно меняется… Он (особь шимпанзе) может путешествовать в течение дня в составе большого, шумного, легко возбудимого сборища, а на следующий день быть предоставленным самому себе» [Goodall. 1994, р. 106]. Социальная организация шимпанзе, включающая изменчивые коалиции без жесткой структуры доминирования, по мнению политолога и биополитика С. Петерсона, согласуется с нормами политического плюрализма [Peterson, 1991]».
Олескин А.В., Общие свойства «сети» как одной из стержневых метафор современной (постнеклассической) науки, в Сб.: Вызов познанию: стратегии развития науки в современном мире / Отв. ред. Н.К. Удумян М., «Наука», 2004 г., с. 235-236.