Критика философии
Значимые литературные произведенияЗначимые художественные произведения о творчестве и творцах
Юмор, пародия, сатираЮмор, пародия, сатира
X
Критика философии
Значимые литературные произведенияЗначимые художественные произведения о творчестве и творцах
Юмор, пародия, сатираЮмор, пародия, сатира
X
«Наиболее творчески мыслящие советские философы часто смеялись, чтобы не плакать. Стенгазета Института философии АН СССР, можно сказать, была самой популярной продукцией института. Она выходила в одном экземпляре, но известна была всей философской (и не только философской!) общественности Москвы (и не только Москвы!). Это был продукт коллективного творчества талантливых сотрудников института философии, входивших в состав редколлегии стенгазеты: Эвальда Ильенкова, Эриха Соловьёва, Александра Зиновьева, Арсения Гулыги и некоторых других философов, не уступавших по мастерству профессиональным литераторам и карикатуристам. Этот стениздат начал выходить с конца 1950-х гт. Почти каждый номер был предметом пристрастно-проработ-нического разбирательства в райкоме партии, а порой и в горкоме, пока выведенное из терпения начальство не запретило вообще это безобразие в 1969 г. (Выход стенгазеты возобновился только с 1985-го - первого перестроечного года.)
В те времена, когда «маразм крепчал» и склероз становился творческим методом, газета формировала смеющуюся философскую общественность, История советской философии - это не только скучные учебники по диамату и истмату, не только проблески творческого мышления - как жемчужные зерна в навозной куче наукоподобной тягомотины, но и мудрый смех, подтачивавший тоталитарную идеологию, утверждавший приоритет человеческой индивидуальности над коллективным идиотизмом. Философский фольклор и комедийная самодеятельность, как и вообще анекдотический эпос, показывают, что тоталитаризм не только безобразен и страшен, но и смешон.
В качестве примера юмористического текста, построенного на пародийном противостоянии общераспространенным официально санкционированным трафаретам, приведу отрывки из публиковавшегося в стенной газете Института философии, но распространённого в самиздате текста, автором которого был А.В. Гулыга: «Основы демагогической логики». Этот текст построен по принципу пародии на существовавшие тогда программы по философии, законы и категории официозной марксистско-ленинской философии:
«Закон непротиворечия. Непротиворечие как ядро демагогики. Не противоречь начальству - это антинаучно и пагубно. Типы непротиворечия: сервильно-подобострастное, равнодушно-аморфное, умеренно-задиристое, апологетически-принципиальное... Непротиворечие - источник продвижения».
«Закон трюкачественных изменений. Типы трюкачественных скачков: с шумом и без шума, с треском и без треска, с благодарностью в приказе или с оргвыводами».
«Закон утверждения утверждения... Бесконечный характер утверждения. Перестройка как тип утверждения. Бесконечный характер перестройки. Перестройка перестройки».
И это было написано за 20 с лишним лет до перестройки!
Затем следовала глава «Теория дознания», в которой утверждалось: «Борьба нового со старым - закономерность роста: старое надо душить в зародыше, пока оно новое»; «Две главные опасности - формализм и содержанство. Абстракционизм - злейший враг конкретинизма. Конкретинизм как метод познания и преобразования».
Наконец, следовало «Заключение». «Заключение - высшая форма критики и самокритики. Типы заключения: предварительное и последующее, общее и одиночное, с выводом и без вывода. Усиленный режим как проблема конкретного гуманизма. Восхождение духа к вершинам самопознания и его постепенное испускание. Посмертная реабилитация и компенсация за вынужденный прогул и неиспользованный отпуск».
Столович Л.Н., Философия и юмор, журнал «Вопросы философии», 2011 г., N 7, с. 63-64.