Причины распада музыкальных групп по Артемию Троицкому [продолжение]

Начало »

 

«Чисто личные соображения» очень редко фигурируют в пресс-бюллетенях, посвящённых распаду ансамбля. Пожалуй, только в случае с «Beatles» им придавалось решающее значение. В общем-то это понятно: концертная и студийная деятельность подавляющего большинства групп настолько насыщенна, что не остаётся времени и душевной энергии для выяснения отношений. Если же конфликтная ситуация всё же возникла, она не носит глобально-группового характера и, как правило, заканчивается уходом из группы одного неудовлетворенного участника. Изнуряющие гастрольные программы и связанные с этим издержки, как то: невозможность вести нормальную семейную жизнь и воспитывать детей; невозможность продолжать своё образование и вообще заниматься самосовершенствованием во всех областях, включая музыку; наконец, сильнейшие физические перегрузки - это составляет основной фактор, вызывающий антагонизм.

«Я не спешу возвращаться на сцену, - сказал певец Питер Габризл, распрощавшись со своим ансамблем «Genesis», - я читаю много книг и с наслаждением учусь...» «Мне кажется, что у музыканта существуют более интересные и серьёзные занятия, чем поездки за тысячи и тысячи миль», -  Роберт Фрипп из «King Crimson». Бэрримор Барлоу покинул «Jethro Tull» - находясь в группе, он не мог заниматься живописью. Питер Грин, лучший английский блюзовый гитарист, вообще исчез из мира рок-музыки после окончания гигантского турне по США: «Выступать каждый день в течение двух месяцев - это разрушает личность». По этой же причине раскололся надвое известный квартет «10 сс». Нагнетание стресса не ограничивается бесконечными концертами. Фотосессии, интервью, записи пластинок, длящиеся иногда по нескольку месяцев (с перерывами на гастроли), неуемное внимание со стороны прохожих на улице. Ян Митчелл сбежал из «Bay City Rollers», потому что не мог ходить в кино и магазины. Фразу «фотографы сделали меня параноиком» можно услышать от всех - начиная с невозмутимых немцев-электронщиков «Kraftwerk» и кончая звездой «панк-рока» Джонни Роттеном...

До сих пор мы сознательно абстрагировались от проблем внутреннего, психологического порядка,  частично объяснив это явным преобладанием «внешних раздражителей». В действительности психологическая атмосфера внутри ансамбля весьма и весьма значима, и она является если не причиной, то по крайней мере постоянным фоном всех конфликтов и коллизий. Другое дело, что нам об этом очень мало известно. Уже давно сложилась практика тщательного сокрытия всех обстоятельств внутригрупповых перипетий и самого факта их наличия. Члены ансамбля скрывают это от менеджера, боясь потерять его поддержку; менеджер, если узнает, пытается не дать знать агентам фирмы грамзаписи, дабы выжать максимум из контракта; и менеджер, и фирма, в свою очередь, молчат перед лицом устроителей концертов... А если уж вышла накладка, официальный пресс-агент группы обязательно выступает с опровержением. Одним словом, сор из избы тщательно «не выносится».

Но всё же... Пит Таунсенд, основатель «The Who», ещё в 1971 году на вопрос журналиста о взаимоотношениях членов группы ответил: «Мы все ненавидим друг друга». Как же ваш состав не распадается? «Мы абсолютно не общаемся между собой. Я вижу троих остальных только во время концерта и иногда в студии». (Заметим, что и то, и другое в жизни «The Who» случается крайне редко.) Пианист Пан Стюарт, неофициальный шестой член «Rolling Stones», рассказывал, что неоднократно наблюдал крупные ссоры между участниками ансамбля и, по его словам, «часто видел Билла (Уаймена) и Чарли (Уоттса) буквально в слезах». Он же отметил, что Уаймен и Уоттс в частной жизни совершенно не общаются с Джаггером и Ричардсом.

Легко понять слёзы и ссоры ветеранов рок-н-ролла. Вряд ли могли они предположить в 1962 году, что и пятнадцать лет спустя, уже на пороге пятого десятка, им придется стоять на сцене, пытаясь имитировать юношескую агрессивность и романтический порыв... Так же трудно было себе представить и то, что более или менее симпатичные, но в любом случае в достаточной мере случайные личности - товарищи по группе - станут постоянным, от которого никуда не денешься, фактом их жизни на десятилетия вперед. Тем более то, что отныне помимо своей воли каждый из них будет восприниматься окружающими только как составляющая определенной человеческой и образной совокупности, далеко не все компоненты которой могут импонировать...».

Троицкий Артемий, Гремучие скелеты в шкафу, СПб, «Амфора», 2008 г., с. 104-110.