Классификация биографических жанров по Джеймсу Джонстону

Некто Джеймс Джонстон / James C. Johnston издал в в Нью-Йорке книгу: Biography: The Literature of Personality.

«В монографии Д. Джонстона была предпринята одна из первых попыток дать генеральную классификацию биографических жанров в новоевропейской литературе.

Джонстон выделяет следующие основные разновидности биографического жанра: собственно биография («simple biography»), автобиография, мемуары, дневники, литературная исповедь, письма, биографическое эссе, литературный портрет («literary portrait»), литература путешествий, биографическая поэзия («biographical poetry»).

В основу предложенной Джонстоном классификации был положен принцип композиционной организации материала […] Хотя разновидности биографии, выделенные Д. Джонстоном, могут быть оспорены (так, например, вызывает сомнение правомерность отнесения к биографическому жанру «литературы путешествий», мемуаров, дневников, «биографической поэзии»), тем не менее Д. Джонстон был пионером среди тех, кто предпринял попытку теоретически выделить и осмыслить жанр литературного портрета, определить его специфику и место в системе биографических жанров.

Для Д. Джонстона литературный портрет - «разновидность биографического очерка» («a type of biographical sketching»). Учёный выделяет следующие жанровые признаки литературного портрета:
1) установка на обрисовку индивидуальности того или иного лица («to make the individual»); 
2) образный способ предпринимаемой реконструкции («the result must be a life like picture»); 
3) подчинение повествовательного элемента описательному («subordination of incidents to traits»), точнее говоря, использование повествовательных биографических эпизодов в целях воссоздания характера персонажа; 
4) относительная краткость повествования, небольшой объём («more or less brevity»); 
5) строгий отбор наиболее характерных биографических фактов и деталей; литературный портрет - это «скорее краткая зарисовка характера, нежели рассказ о жизни героя» («sum total of character rather than the story of a life»);
6) большая, по сравнению с биографией, субъективность, свобода автора-портретиста в трактовке материала.

Д. Джонстон довольно точно описал некоторые существенные особенности структуры литературного портрета. Однако, несмотря на плодотворность попытки учёного рассмотреть литературный портрет как звено системы биографических жанров, ему всё-таки не удалось в полной мере выявить специфику предмета литературного портрета.

Остаётся не вполне ясным, о какой индивидуальности как предмете изображения в литературном портрете идет речь: о любом человеке или исключительно об исторических персонажах; а среди выдающихся деятелей прошлого - о ком? Только о писателях или также и о художниках, музыкантах, политических и религиозных деятелях, иначе говоря, о любой творческой личности, или ещё шире - о всяком известном человеке, знаменитости? Что вообще понимается под индивидуальностью («the individual»)? Эти вопросы остаются без ответа. И не случайно. Д. Джонстон описывает различные биографические жанры, основываясь исключительно на различии их формальных признаков»

Трыков В.П., Французский литературный портрет XIX века, М., «Флинта»; «Наука»,1999 г., с. 10-12.