История отношений России и Европы по Луи де Жокуру

Фрагменты из статьи «Россия, которая была написана Луи де Жокуром и опубликована в 1765 году в 14-м томе Энциклопедии или Толковом словаре наук, искусств и ремёсел / Encyclopédie, ou Dictionaire raisonné des sciences, des arts et des métiers под редакцией Денни Дидро  и Жаном Д’Аламбером.

«РОССИЯ (история). До царя Петра Россия по своим обычаям, одежде и нравам  была ближе к Азии, чем к христианской Европе, - таковы, например, древние  обычаи собирать с народа подати натурой или целиком содержать послов в пути  и во время пребывания. Восточная привычка не являться со шпагой в церковь  или ко двору прямо противоположна нашему смешному и варварскому обычаю  вооружаться для общения с Богом, королём, друзьями и женщинами длинным,  доходящим до ступней наступательным оружием. Длинные одеяния при всех  церемониях более благородны, чем короткая одежда западных европейских наций.  Праздничная мантия, подбитая мехом, и длинные одеяния, украшенные  драгоценностями, а также увеличивающие рост высокие шапки более внушительны  на вид и более подходят к холодному климату, чем парики и прилегающие  камзолы. Но такая древняя одежда всех народов кажется нам наименее  приспособленной для войны и неудобной для работы. Все прочие обычаи были  грубыми.

Из-за наличия армии стрельцов правительство походило на турецкое, так как  стрелецкое войско, подобно янычарам, иногда распоряжалось троном и вносило  смуту в государство почти в той же мере, в какой его поддерживало. Стрельцов  было 40 тыс. человек. Размещённые по провинциям, они промышляли разбоем, но  в Москве жили, как горожане, торговали, не служили и проявляли крайнюю  дерзость. Чтобы установить в России порядок, их следовало распустить. Это  было совершенно необходимо, но столь же и опасно. […]

Государственной религией с XI века была та, что в противоположность латинской  называется греческой; но в стране было больше мусульманских и языческих  областей, чем христианских. В Сибири вплоть до границ Китая жили  идолопоклонники, а в некоторых провинциях вообще не было никакой религии. Инженер Перри и барон Страленберг, жившие долго в России, говорят, что среди  язычников они нашли больше честности, чем у других. Но не язычество сделало  их более добродетельными; ведя пастушескую жизнь в местах, удалённых от  общения с людьми, они пребывали как бы в самом древнем веке, не знали  больших страстей и посему, естественно, были более честными.

Христианство на Руси было принято очень поздно, как и во всех других  северных странах. Считается, что в конце X в. его ввела княгиня Ольга,  подобно тому как племянница государя-арианина Клотильда ввела его у франков,  жена польского князя Мечислава - у поляков, а сестра императора Генриха II -  у венгров. Женщины, более чувствительные к увещеваниям служителей религии,  обращают затем и прочих людей. […]

Итак, Владимир закончил дело, начатое его бабкой. Первым русским  митрополитом или патриархом был грек. Поэтому русские частично заимствовали  от греков алфавит для своего языка. Они на этом выиграли, но основа языка  осталась по-прежнему славянской, и лишь несколько слов, относящихся к  литургии и церковной иерархии, заимствованы из греческого. Один из греческих  патриархов по имени Иеремия, который имел судебный процесс с диваном и  приехал в Москву за помощью, отказался, наконец, от претензий на русскую  церковь и посвятил в патриархи в 1588 г. новгородского архиепископа Иова. С этого времени русская церковь стала такой же независимой, как и русская  империя. Отныне русского патриарха посвящали не константинопольский  патриарх, а русские епископы. В греческой церкви он занимал место после  патриарха Иерусалимского, но на деле он был единственным свободным и  могущественным патриархом, а следовательно, и единственным настоящим.  Иерусалимский, Константинопольский, Антиохийский и Александрийский  патриархи - не более чем наёмные и униженные главы плененной турками церкви.  Антиохийский и Иерусалимский патриархи даже и не считаются таковыми и  обладают не большим влиянием, чем раввины имеющихся в Турции синагог. В такой огромной империи теперь всего лишь двадцать восемь епископских  кафедр, а во время Петра I было лишь двадцать две. Русская церковь была  тогда столь малообразованной, что брат Петра Великого царь Фёдор был первым,  кто ввёл в ней церковное пение.

Фёдор и в особенности Пётр принимали как в армию, так и в свой совет людей  греческого, латинского, лютеранского и кальвинистского вероисповедания.  Каждому они предоставляли свободу служить Богу по-своему, лишь бы они хорошо  служили государству. В этой империи на протяжении двух тысяч лье не было ни  одной латинской церкви. Лишь когда Пётр учредил новые мануфактуры в  Астрахани, там появилось шестьдесят католических семей, которыми руководили  капуцины; однако, когда в его владения захотели проникнуть иезуиты, он их  изгнал по указу от апреля 1718 г. Капуцинов он терпел как безвредных  монахов, но в иезуитах видел опасных политиков. Греческой церкви лестно, что её влияние распространяется в империи размером в две тысячи лье, в то время как римская церковь не имеет в Европе и половины этого пространства. Во все времена приверженцы греческого обряда  особенно стремились сохранить равенство с латинянами и всегда опасались  усердия римской церкви, которое считали властолюбием, ибо действительно  римская церковь, очень ужатая в нашем полушарии, но именующая себя  вселенской, стремилась оправдать этот титул.

Евреям никогда не разрешалось пребывать в России в противовес тому, как это  имеет место в европейских государствах от Константинополя до Рима. Русские  всегда торговали сами или посредством поселившихся у них иностранцев. Из  всех греческих церквей русская - единственная, которая не допускает синагог рядом со своими храмами.

 

Продолжение »