Значение новых идей и успех по Н.А. Добролюбову

«Собственно говоря, всякий писатель имеет где-нибудь успех: есть сочинители  лакейских поздравлений с Новым годом, пользующиеся успехом в передних; есть  творцы пышных од на иллюминации и другие случаи - творцы, любезно  принимаемые иногда и важными барами; есть авторы, производящие разные  «pieces de circonstances» (пьесы на случай (франц.)) для домашних  спектаклей и обожаемые даже в светских салонах; есть писатели, возбуждающие  интерес в мире чиновничьем; есть другие, служащие любимцами офицеров; есть  третьи, о которых мечтают провинциальные барышни...

Чем же эти кружки увлекаются в своих любимцах? Конечно, не талантом, не истиною поэзии,  которые для всех одинаковы, а тем, что в писателе соответствует их  собственным понятиям, стремлениям и воззрениям на жизнь. Лучшие писатели  оттого им и непонятны или не нравятся, что стоят выше их понимания.

Оттого-то самый шумный и блестящий успех и выпадает всегда на долю не самого  талантливого, а самого близкого к сегодняшним, насущным интересам толпы.

Но  с падением или удовлетворением этих интересов исчезает и успех писателя,  пользовавшегося ими для своих произведений. Прочный же успех остаётся только  за теми явлениями, которые захватывают вопросы далекого будущего или в  которых есть высший, общечеловеческий интерес, независимый от частных,  гражданских и политических соображений.

Только писатель, умеющий достойным  образом выразить в своих произведениях чистоту и силу этих высших идей и  ощущений, умеющий сделаться понятным всякому человеку, несмотря на различие  времен и народностей, остаётся надолго памятным миру, потому что постоянно  пробуждает в человеке сочувствие к тому, чему он не может не сочувствовать,  не переставая быть человеком. Большая или меньшая доля такого успеха  выпадает непременно на долю всякого талантливого произведения; но то, что в  нем остаётся, принадлежит таланту, о сущности и значении которого мы здесь  не станем распространяться.

Мы должны говорить здесь о значении идей, развиваемых писателем и приобретающих ему временное сочувствие общества. В истории же развития идей мы постоянно видим повторение одной и той же следующей истории. Жизнь в своём непрерывном развитии набирала множество  фактов; ставила множество вопросов; люди присматривались к ним с разных  сторон, выясняли кое-что, но всё-таки не могли справиться со всею громадою  накопившегося материала; наконец являлся человек, который умел присмотреться  к делу со всех сторон, придавал предметам разбросанным и отчасти  исковерканным прежними исследователями их естественный вид и пред всеми  разъяснял то, что доселе казалось тёмным.

Люди более умные тотчас же  обыкновенно схватывали эти объяснения гениального человека, и от них уже  начинали свои дальнейшие исследования. Люди более глупые, напротив, долго  еще оставались при прежних односторонних и нескладных воззрениях и принимали  новые только тогда, когда уже большинство явно к ним склонялось или  какие-нибудь внешние обстоятельства слишком уже настоятельно вынуждали  уступку новым началам. Мало-помалу, однако, старое воззрение исчезало совсем  и заменялось новым. Но пока продолжался процесс водворения новых начал в  целой массе людей, жизнь шла своим чередом и возбуждала опять другие  вопросы, давала опять новый материал для разработки. Прежние умные люди  большею частию уже не существовали в то время, как эти новые потребности  приходили в силу; да и те, которые остались, все заняты были хлопотами об  окончательном водворении своих начал, из-за которых они с молодых лет  трудились и боролись; о новых вопросах они мало заботились, да и не имели  довольно сил для того, чтобы разрешить их. Поэтому прежние умные люди, ввиду  новых требований нового времени, оставались большею частию безучастными  зрителями и, все усилия употребляя к поддержанию старых начал, смотрели на  новые вопросы даже несколько презрительно. Глупые же люди, после всех  принявшие те начала, которые теперь стали уже старыми, даже вовсе и не  понимали, чтоб могли существовать ещё какие-то другие требования, кроме тех,  какие, разрешились для них в учении, недавно ими принятом.

Вследствие того  они принимались даже преследовать новое движение, делаясь, как все новички,  фанатиками тех воззрений, против которых сами так недавно враждовали. Но,  разумеется, события брали своё: новые факты образовали новые общественные  отношения и приводили людей к новому пересмотру прежних систем, прежних  фактов и отношений. Всё молодое, без труда, с малолетства усвоившее систему  господствующих воззрений, чувствовало, разумеется, желание и свежие силы для  дальнейшей работы; вновь накопленные факты давали обильный материал, и  молодое поколение принималось работать над новыми данными, ещё робко,  ощупью, но уже с предчувствием нового света, который прольётся на их  начинания при появлении нового гениального ума.

Такова общая история вопросов науки и искусства при переходе их из  поколения в поколение. Степень развития умных людей в начале каждого периода  дает мерку будущего развития масс в конце того же периода.

Люди, идущие в уровень с жизнью и умеющие наблюдать и понимать её движение, всегда забегают несколько вперёд, а за ними следует и толпа, которая понимает жизнь уже по  чужим объяснениям и, таким образом, всё протверживает зады. Этим-то  процессом развития масс и объясняется жизненность и долговечность всего  талантливого; сначала только умные люди поймут и скажут, что это хорошо,  толпа же поверит им на слово; а потом и толпа, по мере своего развития, все  сознательнее и яснее станет убеждаться, что это действительно хорошо... до  тех пор, пока не наступит новый период цивилизации. Этим же объясняется и то  обстоятельство, о котором мы упомянули выше: что всякий автор, как бы он ни  был пошл, всё-таки имеет успех в каком-нибудь кружке и даже приносит своего  рода пользу. «Нет на свете такого дурака, который бы не возбуждал к себе  удивления в каком-нибудь другом, ещё большем дураке», - говорится в одной из  сатир Буало, и ни к чему эти слова не могут быть так справедливо применены, как к литературе.   […]

Мы указали на то, что новые воззрения, выработанные из фактов, накопившихся в течение известного периода, сначала бывают достоянием немногих и только мало-помалу переходят в  массы; когда этот переход идей совершился, тогда уже настало, значит, начало  нового периода: новые потребности образовались, новые вопросы выработались и  привлекают к себе внимание людей, идущих вперёд; прежние идеи и стремления  подбираются уже только людьми отсталыми и остановившимися. - Припомнив это,  мы представляем читателю следующий вывод, который он может уже прямо  приложить к русской литературе последнего времени: «Когда какое-нибудь  литературное явление мгновенно приобретает чрезвычайное сочувствие массы  публики, это значит, что публика уже прежде того приняла и сознала идеи,  выражение которых является теперь в литературе; тут уже большинство  читателей обращается с любопытством к литературе, потому что ожидает от неё  обстоятельного разъяснения и дальнейшей разработки вопросов, давно  поставленных самой жизнью. Если же это любопытство охладевает столько же  быстро, как и возникло, - это значит, что публика увидела, как она  обманывалась в силах наличных литературных деятелей, предположивши их  способными к разрешению таких вопросов жизни, которые им далеко не по  плечу»...

Добролюбов Н. А., Литературные мелочи прошлого года / Собрание сочинений в 9-ти томах, Том 4, М.-Л., «Гослитиздат», 1961-1964 гг., с. 65-67.

 

Викентьев И.Л., Популярные (импульсные) и долгоиграющие произведения