Развитие эволюционных идей
ПсихофизиологияПсихофизиологические эффекты человека
Эффекты, связанные с творчествомРазличные эффекты, связанные с творческой деятельностью…
X
Развитие эволюционных идей
ПсихофизиологияПсихофизиологические эффекты человека
Эффекты, связанные с творчествомРазличные эффекты, связанные с творческой деятельностью…
X
«Стремление к новизне получило название неофилия (любовь к новшествам) в противовес неофобии (боязни нового).
Всё незнакомое таит в себе опасность. К нему надо подходить с осторожностью. Может, его следует избегать? Но если избегать всего нового, то как мы узнаем, что оно собой представляет? Страсть к неизведанному должна подталкивать нас вперёд и подогревать в нас интерес к нему до тех пор, пока неизвестное не станет известным и не надоест.
В процессе познания мы приобретаем ценный опыт, который можно положить в закрома памяти, чтобы использовать его, в случае надобности, позднее. Ребёнок делает это постоянно. Его тяга к новизне настолько велика, что родители вынуждены её ограничивать. Однако, хотя они могут направить любопытство в нужное русло, подавить его им не удастся никогда. По мере того как дети взрослеют, их исследовательские наклонности подчас принимают тревожащие размеры, и тогда, бывает, взрослые говорят, что «молодёжь ведёт себя как дикие животные».
В действительности всё наоборот. Если бы взрослые потрудились взглянуть на то, как в действительности ведут себя дикие животные, то обнаружили бы, что сами и являются дикими животными. Именно они пытаются ограничить стремление молодёжи к исследованию нового и поддаются на приманку уютного примитивного консерватизма. К счастью для рода человеческого, всегда находится достаточное количество взрослых, которые сохраняют молодую изобретательность и пытливость и способствуют дальнейшему развитию и прогрессу.
Когда мы смотрим на играющих молодых шимпанзе, нас сразу поражает сходство поведения их и наших детей. И тех и других восхищают новые «игрушки». Они охотно набрасываются на них, поднимают их ввысь, роняют, ломают, разбирают на части. И те и другие придумывают немудрёные игры. Их интерес к окружающему миру столь же велик, как и у нас; и в первые годы жизни шимпанзе нисколько не отстают от нас, даже опережают, поскольку мускулатура у них развивается быстрее. Однако спустя некоторое время они начинают уступать нам. Их мозг недостаточно развит, чтобы использовать хороший задел. Они не в состоянии сосредоточиваться на чем-либо, развитие их умственных способностей отстаёт от роста тела. Прежде всего они не способны подробно сообщить родителям о своих открытиях.
Десмонд Моррис, Голая обезьяна, СПб, «Амфора», 2004 г., с. 142-143.