«Всю жизнь я руководствовался правилами, которые теперь написаны над входом в наш Институт:
«Ни знание предмета твоего исследования
И мощь твоих инструментов,
Ни обширность твоих знаний
И точность твоих планов
Никогда не смогут заменить
Оригинальности твоей мысли
И зоркости твоего наблюдения»
И далее:
Обычно исследование проводится в четыре этапа, однако редко один и тот же учёный самостоятельно проводит проблему через все эти этапы.
1. Увидеть. Мы можем увидеть что-то новое и не заметить его. В этом случае мы подобны человеку, идущему по улице и погружённому в свои мысли: он видит других пешеходов ровно настолько, чтобы не столкнуться с ними, но может пройти мимо родного брата, не узнав его. Так и я многократно видел триаду реакции стресса и явление кальцифилаксии до того, как решил более пристально взглянуть на них.
2. Заметить. На этом этапе мы понимаем, что наткнулись на нечто, заслуживающее внимания, но ещё не в состоянии достаточно точно сформулировать, в чём собственно заключается проблема. Мне кажется, что в нашей работе над стрессом мы достигли этого, когда поняли, что токсический экстракт не содержит нового гормона, но всё ещё продвигались ощупью, не зная, что же искать, если не новый гормон.
3. Найти проблему. На этом этапе проблема кристаллизуется и подсказывает ход исследований. В работе над стрессом, например, это случилось, когда мы решили распутать механизм, при помощи которого травма лапы или раздражение кожи могут вызывать стимуляцию деятельности надпочечников, атрофию тимиколимфатического аппарата и язвы желудка. Это потребовало поставить эксперименты, имевшие целью прервать пути (нервные, гуморальные), по которым стимулы передаются от одной части тела к другой. Но мы всё ещё не имели точного представления о том, что же с этим делать.
4. Разрешить проблему. Даже этот последний шаг может обойтись без сложной методики. Так, например, доказательство того, что стресс регулируется гипофизом, потребовало только усовершенствования техники гипофизэктомии и приготовления не очищенных экстрактов гипофиза. Однако, смотря по тому, как глубоко мы хотим идти, решение проблемы может потребовать и всего сложного арсенала молекулярной биологии. Исследователи «промежуточного типа» могут провести проблему через несколько этапов, в то время как чистый решатель обычно ограничивается четвёртым. Мы не можем сказать, что действительно нашли проблему, пока не преуспели в её разрешении по крайней мере до такой степени, чтобы решатели заинтересовались ею и взяли в свои руки.
Все эти этапы необходимы для достижения конечного результата.
И те, у кого нет достаточной квалификации или терпении для того, чтобы исследовать каждую проблему в глубину, должны окружить себя группой сотрудников, подготовленных для работы в различных областях. Это нелегко, так как люди, работающие бок о бок в одном и том же институте, обычно заражаются одинаковым интересом. Мне повезло в этом отношении, так как благодаря лекционным турне в разных странах и благодаря тому, что многие иностранные учёные приезжали изучать наши методики, нам удалось создать настоящий интернациональный коллектив. Мы имеем специалистов в области электронной микроскопии, биохимиков и клиницистов, которые могут работать в тесном содружестве друг с другом, невзирая на обычные географические, профессиональные и языковые барьеры или даже политические убеждения.
И всё-таки для меня самым волнующим моментом будет всегда в первый раз заметить то, что все всегда видели...».
Ганс Селье, На уровне целого организма, М., «Наука», 1972 г., с. 110 и 108-109.