Творчество как постоянное додумывание по Анри Жоли

«Человека, наделённого способностью вдохновения, можно узнать ещё по тому факту, что он редко довольствуется идеей настоящей минуты и постоянно стремится, во чтобы то ни стало, найти ей место между своими воспоминаниями и предвидениями.

Это значит, что он постоянно и неутомимо ищет такой возвышенной точки зрения, с которой было бы легко обнять и удержать множество наблюдаемых вещей зараз.

Эта потребность так сильна в нём, что он не может успокоиться, пока не найдёт в сфере своих идей и чувств такого господствующего над всеми остальными пункта. Кто из нас не наталкивается поминутно, в  обыденной жизни, на такие факты, которые могли бы послужить хорошим сюжетом для комедии, драмы или трагедии? Обыкновенная повседневная жизнь просто кишит подобными сюжетами: положения и характеры, составляющие достояние театральной сцены, вовсе не так необычайны, чтобы не встречаться в самых обыкновенных условиях жизни, - как это давно уже было замечено многими критиками. Однако же большинство из нас проходит мимо подобных сюжетов, довольствуясь лишь мимолётным взглядом на них, брошенным, так сказать, по пути; мы не даём им никакого места в наших мыслях и не строим из них ничего цельного и прочного.

Напротив того, настоящий, прирождённый комик не может услышать ни одного удачного, остроумного слова, без того чтобы не присочинить к нему сейчас же подходящую сцену. Точно также ум, рождённый быть романистом или драматургом, не может столкнуться в жизни ни с одним драматическим положением, без того чтобы не пожелать внести его в некоторое целое, имеющее своё начало, середину и конец; он ищет повсюду преимущественно таких действующих лиц, такую страсть, такой факт, которые ускорили бы всего успешнее ход событий, разрешили бы всего логичнее данное критическое положение и привели бы всего лучше к удачной и счастливой развязке.

Вдохновенный полководец не может видеть сделанной неприятелем ошибки, без того чтобы не постараться сейчас же, всеми доступными ему средствами, заставить неприятеля зайти в этом промахе до последних пределов ошибочности.

Истинный учёный не может видеть ни одного факта, не постаравшись классифицировать его  надлежащим образом; если существующие научные группы не годятся для его принятия, он постарается создать новую группу из других фактов; если же известные науке факты окажутся недостаточными для этого, он начнёт с того, что вообразить себе какое-нибудь гипотетическое, недоследованные ещё факты».

Анри Жоли, Психология великих людей, СПб, Издание Ф. Павленкова, 1894 г., с. 151-152.

 

Именно гений соединяет ранее разрозненные элементы в единую систему – вывод Анри Жоли