Что же требуется для того, чтобы вызвать в литературной или политической жизни народа возрождение старой славы или лучше сказать - появление сызнова истинно нового величия? Как происходит тот процесс?
Обыкновенно это совершается следующим образом: там и сям в крайне смутной, неопределённой форме и как бы носятся в общественной атмосфере скорее в виде мечтаний, чем строгих идей; наиболее впечатлительные умы просыпаются точно от неожиданного толчка и как бы схватывают их на лету; но все первые их попытки к формулированию этих явлений кажутся остальным слишком нетерпеливыми и преждевременными; однако мало-помалу эти умственные движения всё сближаются и сближаются в известном направлении и становятся более и более выдержанными; новые облака, гонимые со всех сторон умственного горизонта, скопляются в одну массу и начинают принимать всё более и более определённую группировку; и вот, кто придаст им связность, стройную форму и определённое направление, тот и будет ожидаемым великим человеком.
Итак, гении появляются всего чаще в моменты основания и организации новых устоев, т. е. в те моменты, когда основатели имеют возможность обратиться с успешным призывом к усердию хотя бы некоторого числа сочувствующих приверженцев. Возвышаясь над окружающей его средою, великий человек почерпает однако из неё тысячи впечатлений, которым он придаёт большую ясность, продолжительность и силу, облекая их в яркие образы собственной фантазии; - тысячи поползновений и мимолётных желаний, который он делает, при свете этих образов, более настойчивыми и последовательными и превращает в твёрдые, выдержанные акты воли; - наконец тысячи энергий, правда, рассеянных и беспорядочных, быстро замирающих на полу-пути и несогласных друг с другом, но которые он собирает вместе, организует в связное целое и доводит до того, что заставляет их всех согласно содействовать выполнению одного великого замысла...
Таким-то образом великие апостолы новой религии появляются именно тогда, когда все желали бы иметь возможность распространять новое учение; великие теологи именно тогда, когда все желали бы уметь защищать и изъяснять известные догматы; а великие папы - именно тогда, когда все желали бы заставить их влиять серьёзным образом на политический и общественный строй. Подобным же образом древние рапсоды находят своего Гомера; ревностные комментаторы Аристотеля - своего св. Фому; горячие поклонники античных обломков и страстные отыскиватели искалеченных торсов - своего Рафаэля и своего Микель-Анджело; составители и защитники наказов и 1789 года - своего Мирабо, а генералы первой французской революции - своего Бонапарта. Таким же образом происходило дело и во всех без исключения отраслях искусства и науки.
Анри Жоли, Психология великих людей, СПб, Издание Ф. Павленкова, 1894 г., с. 23-25.