Изобретение школьника – случай Г.Р. Иваницкого

«Во  дворе я слыл пацифистом. Но так долго продолжаться не могло - если ты чужой среди своих, то будешь бит или чужими, или своими. Так оно и произошло. Это было в 1949 году. Я учился в 7-м классе. После занятий мы возвращались с приятелем из школы, вдруг из соседнего двора высыпала ватага наших противников, и нас изрядно побили. В конечном итоге мы спаслись от увечий бегством. Это переполняло мою душу жаждой мести.

В библиотеке соседки мне в своё время попалась старая брошюрка «Химiя для всехъ», из которой я узнал о химических реакциях с большим выделением тепла, в частности, о смеси сухой марганцовки с глицерином. На полученный от очередных столярных услуг заработок я купил в аптеке порошок марганцовки и пузырёк глицерина. Смешал их и завернул в бумагу. Через несколько минут бумага вспыхнула. Следующий мой «детский» эксперимент был более изощрённым - я засыпал эту смесь в пустой пузырёк из-под одеколона с закручивающейся пробкой. К моему удивлению и удовольствию пузырёк через несколько минут разлетелся вдребезги. Так я в 13 лет изобрёл мину замедленного действия.

Я сообщил о своем изобретении главарю двора и предложил ему расправиться с нашими обидчиками путём минирования территории. План был прост. Выкопать ямки, заложить в них взрывающиеся пузырьки, напасть на соседей по двору, отступить и заставить их в момент взрыва оказаться на минном поле. Обращение к ребятам - найти пустые пузырьки с закручивающимися пробками - принесло небольшой урожай. Принесли всего 5 или 6 пузырьков, кроме того они были разного размера и формы. Тем не менее операция началась. Мы отступили, противник оказался на минном поле, но взорвался только один пузырёк. Взрыв вызвал в рядах неприятеля не панику, как я ожидал, а удивление и любопытство. Главарь соседнего двора подошел к одной из лунок и вытащил из неё мою «мину».

Мы на значительном расстоянии наблюдали за происходящим. Пузырёк оказался горячим, к нашей радости, он обжёг руку. Тут же бросил его на землю себе под ноги. В этот момент пузырёк взорвался, поранив ему ногу. Весь наш двор ликовал, я тоже. Порок наказан - добродетель торжествует. Однако мне радоваться было рано.

На следующий день меня привели в детскую комнату милиции для составления протокола.

- «Кто тебя научил делать взрывные устройства?» - это был первый вопрос участковой в милиции. - «Я прочитал в книге по химии», - ответил я. Я ей кратко пересказал, какие ещё бывают реакции с большим выделением тепла. - «Кто тебя надоумил, засыпать эту смесь в пузырек?» - это был её второй вопрос. - «Это моё изобретение», - с гордостью ответил я. - «Так, я сообщу о твоём изобретении в школу и твоим родителям. Если я ещё раз услышу о твоём изобретательстве, то отправлю тебя в колонию малолетних преступников», - завершила она свой монолог. После этой неприятной беседы были ещё две.

В кабинете директрисы школы учительница по химии кричала на меня: «Почему ты сказал в милиции, что на уроках химии я учу вас делать бомбы?» - «Не говорил я этого», - я пытался успокоить её, но чем больше я возражал, тем сильнее она кричала. Дальше я просто молчал.

За год мне поставили четвёрку по поведению, и впервые не дали похвальной грамоты. Дома мне также влетело.

Итак, попытка наказать обидчиков родила моё второе детское изобретение, а само изобретение в качестве авторского вознаграждения родило два наказания.

В школе я не успел многое изобрести, но как теперь понимаю - это к лучшему. В 80-х годах, правда не за эти изобретения, мне присудили звание «Изобретатель СССР» и выдали нагрудный знак».

Иваницкий Г.Р., Убегающее время, М., «Наука-Пресс», 2001 г., с. 66-67.

 


Викентьев И.Л., О подготовке школьников-исследователей