В 1905 году профессор теологического колледжа, тридцатилетний Альберт Швейцер «…явился к декану медицинского факультета, чтобы записаться в студенты.
«Чувствовалось, что он охотнее передал бы меня своим коллегам из психиатрического отделения», - вспоминал учёный впоследствии. Однако это не смутило Швейцера, и в конце октября он начал посещать лекции на медицинском факультете. При этом он не оставил своей преподавательской должности и места проповедника - для него начались «годы непрерывной борьбы с усталостью».
Изучение естественных наук не просто увеличило знания Швейцера, оно стало для него «духовным опытом», научило «иметь дело с поддающимися точному определению реальностями», чего не хватало гуманитарным наукам. В 1911 году Швейцер сдал государственные экзамены по медицине. Для получения диплома врача ему оставалось проработать год в больнице и написать диссертацию. Темой для этой диссертации Швейцер сделал обзор публикаций, в которых у Иисуса Христа констатировались психические болезни: паранойя, мания преследования и мания величия. Целью работы стало доказательство того, что научных плеторических фактов, на основании которых Христос мог быть признан психически больным, не существует».
Логрус А., Великие мыслители XX века, М., «Мартин», 2002 г., с.409-410.
Тема докторской диссертации была сформулирована так: «Психиатрическая оценка личности Иисуса и критика». До этого, в 1901 году А. Швейцер выпустил книгу: Тайна мессианизма и страдания. Очерк жизни Иисуса». К этой теме он будет возвращаться многократно, предлагая свои гипотезы по трактовке поступков Иисуа Христа...