Закономерности генетики
Принципы запретаПринципы запрета
ЭтикаЭтика и этические системы
X
Закономерности генетики
Принципы запретаПринципы запрета
ЭтикаЭтика и этические системы
X
«Энгельс отмечает, «что у ирокезов и большинства других стоящих на низшей ступени варварства индейцев брак воспрещён между всеми родственниками, которых насчитывает их система, а таковых несколько сотен видов» […]
Обратим внимание на то, что при этом у огромного большинства людей всех времен и народов перестраиваются в ходе отбора инстинкты, исключающие начисто половое влечение брата к сестре, и наоборот.
Для подавления такого влечения, как правило, вовсе не требуется особого воспитания, обучения, указания на «греховность» и «постыдность» и т. д. Влечение просто отсутствует.
Любопытно, что в цивилизованном обществе это полное подавление инстинкта приостанавливает своё действие уже на той степени родства, при которой риск для потомства оказывается резко сниженным, на степени двоюродного родства (Cousinage - c'est une dangereuse voisinage - Родство - опасное соседство (франц.)). При таком родстве брак разрешён протестантской церковью, запрещён католической, но разрешение на такой брак получается легко, а в Индии и Японии браки на двоюродных сестрах обычны.
Любопытно, что статистика потомства браков на двоюродных сестрах в противоположность инцестным связям (брат-сестра, отец-дочь) даёт умеренно допустимые цифры вреда.
Таким образом, на половой инстинкт наложен запрет именно там, где мощно начинал действовать отбор, беспощадно сметавший те генотипы, у которых половое влечение распространялось на слишком близких родственников. Это, кстати, прекрасно иллюстрирует способность естественного отбора определять тончайшие варианты биологических основ эмоциональной жизни. Однако необходимо вернуться к основному положению этого раздела: как можно видеть, классики марксизма полностью признавали роль биологических факторов в становлении человечества, его инстинктов и эмоций. Перестраивается вся система родовых отношений, создаются и хранятся в памяти сотен варварских племен длиннейшие родословные, фиксируются сложнейшие родственные связи. И это происходит повсеместно, причём отнюдь не в порядке заимствования и поддержания обычаев соседских племен.
Нет, революция брачных отношений происходит почти одинаково у племен, разобщенных в пространстве и времени, в Северной Америке и Африке, на островах Тихого океана и в джунглях Азии. И вся эта сложнейшая перестройка в конечном счёте подчинена одной задаче - обеспечить экзогамию, исключить слишком тесные кровно-родственные браки».
Эфроимсон В.П., Генетика этики и эстетики, М., «Тайдекс Ко», 2004 г., с. 66.