Противоречие, как исходная фиксация вопроса, ситуации
Построение научных моделей
X
Противоречие, как исходная фиксация вопроса, ситуации
Построение научных моделей
X
«Свобода - неотъемлемый элемент нашего экзистенциального опыта. Мы не способны познать этот элемент рациональным путём […] … отказавшись от схематической «стратификации» человека, мы всё же вынуждены прибегнуть к некоторой схематизации для обрисовки этой самой «неделимой сложности».
Попробуем представить её как некую структуру, определяемую взаимодействием трёх пар оппозиций, слишком хорошо известных каждому из нас на собственном опыте.
Первую из этих оппозиций можно описать примерно следующим образом. С одной стороны, человек, безусловно, разумен: в своём поведении и реакциях он руководствуется логикой и рассудком, он планирует свои действия, он избегает ненужных осложнений и т. п. С другой стороны, человек в высшей степени неразумен: он сплошь и рядом демонстрирует совершенно иррациональную импульсивность и подвержен причудливым, нездоровым и даже самоубийственным страстям.
Вторая оппозиция отражает борьбу статического и динамического принципов в процессе самореализации человека. С одной стороны, человек стремится к новому, к качественным изменениям, затрагивающим различные аспекты его бытия; человеку невмоготу все время оставаться на месте, ему жизненно необходимо идти вперед (причём не только в фигуральном, но и в буквальном смысле). С другой стороны, «в человеке присутствует нечто, восстающее против» этого импульса к поступательному движению; человек «стремится к незыблемости», к «вечному «здесь и сейчас» - Карл Ясперс, Общая психопатология, М., «Практика», 1997 г., с. 841-842.
Наконец, третья оппозиция отражает двойственность ситуации человека как неповторимого индивида и представителя группы: с одной стороны, человек наделен уникальной «самостью», с другой - принадлежит к определённому более или менее структурированному множеству или, чаще, сразу к нескольким множествам, в рамках каждого из которых выполняет ту или иную формализованную функцию.
Экзистенциальная свобода человека проявляется в уравновешенном, продуктивном, если угодно гармоничном сосуществовании и взаимодействии всех крайностей. Соответственно хорошая музыка - или, говоря осторожнее, музыка, наиболее полно выражающая целостность «человеческого», - является таковой потому, что она тяготеет одновременно ко всем членам всех трех перечисленных оппозиций».
Акопян Л.О., Музыка как отражение человеческой деятельности, в Сб.: Музыка как форма интеллектуальной деятельности, М., «КомКнига», 2007 г., с. 72-73.