«Из законов, которым подчинена музыкальная тема, укажем для примера следующие:
1. Тема должна иметь зрелую, проявленную индивидуальность; она не может оставаться ни «эмбрионом», ни «шумом», ни «междометием», ни рядом случайных, бессвязных звуков. Она должна быть музыкально выдифференцирована и предстоять в виде самостоятельного острова, или лучше - живого организма музыкального бытия.
2. Этот живой организм темы должен содержать в себе не только свою внутреннюю мелодическую скульптуру и свой ритм, но ещё и свою динамику: стремление к движению и развитию, как бы способность к музыкальным «поступкам» и «отношениям», определяющим её собственную судьбу и «форму» всей пьесы. В теме должна быть «воля» к мелодизации, модулированию, ритмическому, гармоническому и контрапунктическому преображению.
3. Темы единого произведения должны иметь внутреннюю связь друг с другом; они должны сопринадлежать, нуждаться друг в друге, вступать в общение, врастать в единое драматическое развитие и свершение; они не должны нанизываться мертвенно, безразлично и случайно, как некие со-поставленные рядом - жители.
4. Темы должны слагаться в образное единство, расчленяющееся на особые образные «узлы», но не распадающиеся на бессвязные, самостоятельные куски.
5. Изложенная, отзвучавшая тема не «уходит» из пьесы, а только покидает музыкальную «авансцену», отходя на задний план, и остаётся в образной ткани пьесы в качестве её определяющего «героя».
6. Должна соблюдаться мера в тематическом насыщении музыкального «пространства» пьесы, а также в гармонически-контрапунтическком насыщении его звучащей авансцены».
Ильин И.А., Основы художества. О совершенном в искусстве / Собрание сочинений в 10-ти томах, Том 6, Книга 1, М., «Русская Книга», 1993-1999 гг., с.138-139.