Творческое развитие юношей и девушек
Ранняя творческая СверхнагрузкаРанняя творческая Сверхнагрузка / тренинг
X
Творческое развитие юношей и девушек
Ранняя творческая СверхнагрузкаРанняя творческая Сверхнагрузка / тренинг
X
«… я считаю, что мне повезло со временем и местом учёбы.
С одной стороны, это ещё был СССР, когда платились стипендии и можно было учиться, не подрабатывая, с другой стороны, система уже настолько ослабла, что всякий дисциплинарный и идеологический контроль отсутствовал.
Было время, когда я посещал университет 3-5 раз за семестр, что не помешало мне получить красный диплом. Зато я лежал в общежитии и читал первоисточники.
Читал Платона и Канта, Шеллинга и Шелера, Маклюэна и Шопенгауэра, Шестова и Бодрийара...
В Москве себе трудно такое представить. В МГУ учат «светила», а значит, надо их посещать и читать, и контроль за первым философским факультетом страны оставался. Я общался с коллегами, и они мне завидовали. «Вот, - говорили они, - а нам приходится ходить на какие-то семинары, слушать какие-то лекции, обязательная посещаемость»…
Разительно отличались и наши научные работы. Я часто писал в форме эссе. Это вообще бы никто не допустил в МГУ к защите. В цитируемых источниках у меня никогда не было ни Нарского, ни Ойзермана, вообще никого из интерпретаторов, тем более советских.
Только Гераклит, Парменид. Кант, Гегель, Хайдеггер и др. В худшем случае Леви-Стросс или Хабермас какие-нибудь.
Есть так называемая «пирамида обучения», согласно которой лучше усваивается материал не из лекций, а из дискуссий. Вот в этом смысле философское общежитие лучший учитель: «Спасибо партии родной за пятилетний выходной!»
Проходишь, бывало, в три часа ночи по коридору: из одной двери слышны звуки хорошего джаза-cool, из другой доносятся стихи, это собрались пять пьяных мужиков и читают друг другу Гумилёва и Блока, а в третьей - какой-то яростный спор. «А куда ты денешь трансцендентальное единство апперцепции, а?» - кричит один. А другой отвечает: «А оно снимается в абсолютности субъекта!»
И так день за днём, ночь за ночью, пять лет. А выше дискуссий в «пирамиде обучения» стоит «обучение других». Когда объясняешь другому - самый лучший метод.
Я репетиторствовал, преподавал, писал дипломы и рефераты. Тогда не было Интернета, чтобы скачать реферат или курсовую. Все работы были авторские, хэнд-мэйд, точнее, из головы, брэйн-мэйд. Я написал штук 25 дипломов и 5 диссертаций на заказ, курсовые и рефераты не считал. Вот в работе над всем этим я и учился».
Матвейчев О.А., Суверенитет духа, М., «Поколение», 2008 г., с. 487-488.