Закономерности, связанные с творчеством и творческими личностями…
Эффекты усиления творческой деятельностиЭффекты, которые ведут к усилению творческой деятельности!
X
Закономерности, связанные с творчеством и творческими личностями…
Эффекты усиления творческой деятельностиЭффекты, которые ведут к усилению творческой деятельности!
X
«Существовал же такой человек, как Микеланджело, который был одновременно и живописцем, и архитектором, и скульптором, и поэтом. Подобный человек был бы совершенным чудом, если бы он был великим поэтом, как был величайшим из ваятелей и живописцев; но, к счастью для тех художников, которые издали бредут по его следам, природа, чтобы утешить их в их ничтожестве, не допустила, чтобы он стал ещё и первым из поэтов; правда, он писал стихи, когда уставал ваять и работать кистью, но его подлинным призванием было оживлять мрамор и бронзу, а не оспаривать пальму первенства у Данте, у Вергилия и даже у Петрарки.
Он писал короткие стихи, как и подобает человеку, который занят более важным делом, чем подыскивание рифмы. Если бы он оставил после себя одни сонеты, возможно, что потомство не слишком бы занималось им. Этому всепожирающему воображению необходимо было постоянно расточать себя, и хотя его непрестанно грызла тоска и даже отчаяние (его биография говорит об этом на каждом шагу), у него была потребность взывать к воображению людей, избегая в то же время их общества; он терпел возле себя только маленьких людей, только подчинённых и учеников, которых он мог по желанию удалять со своей дороги, которых иногда он любил и с удовольствием принимал у себя, когда бывал утомлён обязательными посещениями вельмож, отнимавшими у него время и принуждавшими его соблюдать светские приличия.
Занятие каким-нибудь искусством требует всего человека целиком; посвятить себя ему - долг каждого, кто действительно предан искусству.
Живопись, скульптура представляют собой почти одно и то же искусство в эпохи обновления, когда художник окружён общим сочувствием, когда ещё толпа посредственностей не отбила у меценатов охоты покровительствовать и не направила вкус публики на ложный путь.
Но когда школы размножились, когда посредственность кишит везде и всюду, когда каждый претендует для себя на известную часть общественных средств или на щедрость мецената, - кому дадут возможность занять место многих и взять всё на себя одного?
Даже если бы можно было вообразить себе человека, одновременно работающего в живописи, скульптуре и архитектуре в силу того, что все эти искусства связаны между собой и становятся разъединенными лишь в эпохи упадка, - всё же не так легко представить себе, как можно было бы соединить...».
Дневник Делакруа в 2-х томах, Том 2, М., «Издательство Академии художеств СССР», 1961 г., с. 339-340.