«Мир создан был не для человека. Человек господствует над природой, но и подчинен ей. Он один не только сопротивляется ей, но и преодолевает её законы, подчиняет её себе силой своей воли и энергии. Но был ли мир сотворён для него, это ещё далеко не решённый вопрос.
Всё, что он создает, недолговечно, как и он сам; время разрушает здания, затягивает илом каналы, уничтожает науки и наименования целых наций. Где Карфаген? Где Ниневия? Мне могут возразить, что новые поколения воспринимают наследие предыдущих и что вследствие этого совершенство, или, вернее, совершенствование, не имеет предела.
Надо много, однако, условий, чтобы человек получил нетронутым багаж знаний, которые накопили века. Если он сам совершенствует одни изобретения, то в других он отстаёт. Многие из ранее сделанных открытии затеряны. То, что человек выигрывает в одном отношении, он теряет в другом. Мне не надо пояснять, сколько вреда так называемые усовершенствования принесли нравственности и даже благосостоянию. Одни изобретения, делая ненужным или уменьшая количество труда и усилий, уменьшают тем самым и меру терпения, необходимого для перенесения трудностей, и энергию, дарованную для того, чтобы преодолевать их. Другие изобретения, способствуя роскоши и внешнему удобству, оказывают губительное действие на здоровье последующих поколений, на их физическую ценность и также влекут за собой нравственный упадок. Человек заимствует у природы яды, как, например, табак или опиум, чтобы сделать из них орудия своих грубых наслаждений. Он бывает за это наказан упадком энергии и отупением.
Целые нации превратились в подобие илотов вследствие неумеренного употребления этих возбуждающих средств и спиртных напитков.
Достигнув известной степени цивилизации, отдельные нации проявляют признаки упадка, особенно в отношении добродетелей и устоев. Общая распущенность, по всей вероятности являющаяся следствием большой доступности наслаждений, влечёт за собой быстрое вырождение и забвение всего того, что было здорового в традициях и что составляло для нации вопрос чести. Находясь в таком состоянии, трудно противостоять врагу.
Всегда найдётся какой-нибудь народ, в свою очередь жаждущий наслаждений, или почти ещё варварский, или сохранивший некоторые устои и дух предприимчивости, чтобы воспользоваться этими останками вырождающихся народов.
Такая катастрофа, которую легко предвидеть, иногда становится источником возрождения для побеждённого народа. Это гроза, очищающая воздух после того, как наполнила его испарениями. Кажется, что ураган бросает новые семена в истощённую почву, и возможно, что на ней возникнет новая цивилизация; но нужны века, чтобы смогли вновь расцвести мирные искусства, призванные смягчать нравы и затем вновь развращать их, чтобы вновь и вновь вызывать эти вечные смены величия и падения, в которых в равной мере проявляется как слабость человека, так и изумительная мощь его гения».
Дневник Делакруа в 2-х томах, Том 2, М., «Издательство Академии художеств СССР», 1961 г., с. 86-87.