Неудачный проект творческого объединения художников по Висенту Ван Гогу

В 1882 году Висент Ван Гог писал о художниках г. Гааги:  «Мне же представляется, что здешние художники рассуждают следующим образом. Они объявляют: «Нужно делать то-то и то-то». Если же это не делается, или делается не так, или не совсем так, или следуют какие-либо возражения, немедленно ставится вопрос: «Ты что же, знаешь лучше, чем я?» Таким образом, сразу же, иногда всего за пять минут, люди настраиваются друг против друга и попадают в такое положение, когда никто не хочет ни на шаг сдвинуться с места. Когда у одной из сторон хватает присутствия духа промолчать, найти какую-нибудь лазейку и поспешно ретироваться тем или иным манером, - это ещё наименее скверный исход. Так и хочется сказать: «Чёрт побери, а ведь художники-то, оказывается, - тоже семья, иными словами, злосчастное объединение людей с противоположными устремлениями, каждый из которых расходится во мнениях с остальными; если же двое или больше придерживаются одного мнения, то это делается только для того, чтобы соединенными усилиями досадить третьему».

 

В 1888 году, уже во Франции,  Висент Ван Гог  продолжал вынашивать проект объединения художников для ведения коммерческой деятельности:

 «Объединение художников только тогда можно будет легко осуществить, если ему не будет противиться Т. и если мы близко к сердцу примем интересы художников и постараемся поднять, как можно выше, продажную цену картин. Нельзя же продать картину, если она ничего не стоит. Во всяком случае, надо говорить об этом совершенно не стесняясь, и было бы желательно, чтобы Мездаг и его товарищи перестали насмехаться над импрессионистами... Ты видишь, что узлом всей этой истории я считаю все время Англию. Либо художники будут продавать свои вещи тамошним торговцам задёшево, либо же они объединятся и сами выберут себе умных представителей и не жуликов». […]

Может быть, легче было бы побудить нескольких любителей и торговцев приобретать импрессионистические картины, чем заставить самих художников объединиться и делить доходы от продажи. А между тем для них нет ничего лучшего, как объединиться, отдавать свод картины своему же собственному союзу, деля полученные суммы, однако так, чтобы этому союзу был бы обеспечен для работы и существования его членов известный минимум.

Если б Дега, Клод Монэ, Ренуар, Сислей и К. Писсарро положили этому начало и сказали: нас пятеро, каждый из нас даёт 10 картин (или, ещё лучше, мы даем каждый картин на 10000 франков), расценка пусть будет определена экспертами, такими же членами общества, как, например, ты и Т., которые должны войти в общество и вместе с ним должны продавать картины с аукционов, и мы обязуемся, кроме того, из года в год давать вещи на такую-то или такую-то сумму... Мы приглашаем вас, Гильомен, Сёра, Гоген, примкнуть к нам, причём ваши картины будут расцениваться теми же экспертами.

Таким путём большие импрессионисты с ходовыми именами, отдавая свои картины, обращая их в общественное достояние, смогли бы сохранить свой престиж, а остальные не могли бы их больше упрекать в том, что они только одни наслаждаются известностью.

Конечно, эту известность они приобрели прежде всего своим личным трудом и индивидуальным гением, но, с другой стороны, она все же выросла и укрепилась работой целого батальона художников, пребывающих до сих пор в безысходной нужде. Во всяком случае, мне хотелось бы верить, что дело это осуществится и что Т. и ты станете экспертами общества (может быть, также и Портье?)...

Меня не удивило бы, если бы Т. держался того мнения, что нельзя пренебрегать художниками с ходовыми именами, и если бы он потребовал от тебя, чтобы ты их уговорил взять на себя инициативу в этом обществе. Ежели они сделали бы со своей стороны это предложение, то и меньшой народ, мне кажется, почел бы себя попросту морально обязанным присоединиться к делу.

И таким образом большие господа только утвердили бы своё положение, не давая права маленьким импрессионистам говорить, вы кладете все в свой карман. На это им можно было бы в таком случае ответить: о, наоборот, мы были первыми, кто сказал: наши картины принадлежат художникам. Если б Дега, Монэ, Ренуар и Писсарро так сказали бы, это дало бы им ещё достаточно возможностей для личных желаний и работ. Скверно было бы, однако, если бы они не сказали ничего и оставили бы дело в том состоянии, в каком оно сейчас находится...».

Висент Ван Гог, Письма в 2-х томах, Том 2, М., «Терра», 1994 г., с. 51 и 53-55.

 

 

Я должен заметить, что при, казалось бы, всей очевидности плюсов подобного объединения, этот проект (как и многие аналогичные) окончился ничем…