Психофизиологические эффекты человека
Эффекты усиления творческой деятельностиЭффекты, которые ведут к усилению творческой деятельности!
X
Психофизиологические эффекты человека
Эффекты усиления творческой деятельностиЭффекты, которые ведут к усилению творческой деятельности!
X
Впервые Алексей Алексеевич Ухтомский выступил с докладом о доминанте в 1922 г. и «… опубликовал свое открытие в 1923 г. с точным физиологическим определением: «Доминанта как рабочий принцип нервных центров». Однако общие черты и отдельные элементы этого принципа, как уже было сказано, он определил много лет тому назад. В течение предыдущих почти 18 лет в разные годы ставились опыты, обобщались наблюдения; он неотступно обдумывал, проверял их истинность, облекал в правила, оттачивал формулировки. В этот длинный период доминанта его творческих поисков являла прекрасный пример того, что он искал и как искал.
Человеческая жизнь зиждется на доминантах высшего порядка, на орбитах второй сигнальной системы. В них (доминантах) ещё много нераспознанных физиологических механизмов творчества, но именно доминанта - опора и движущий физиологический фактор умственного и физического труда, этических, нравственных побуждений, социальных устремлений и волевых завершений.
Периоды доминанты могут длиться и секунды, и часы, и месяцы, и годы, когда желания, искания, ожидания, радости, огорчения становятся доминантами и светлых и чёрных деяний. Они основа и высших и низших страстей. Они служат могучим фактором в творчестве ученого, художника, полководца, революционера.
Гигантская кортикальная доминанта большевика Камо с искусственно созданной стойкой нечувствительностью кожи и другими симптомами якобы психического заболевания заставила корифеев немецкой психиатрии признать истинность болезни. Нет человека без доминант, но вот их селекция - дело исключительно важное и трудное. Доминанты человека не только следствие, но и орудие воспитания. Алексей Алексеевич часто подчёркивал именно эту социальную основу человеческих доминант: каковы мы, таковы и наши доминанты.
Позволю вскользь коснуться ещё одной существенной черты человеческих доминант. Если каждый человек носит в себе, проявляет в своём поведении разнообразные доминанты и, как правило, одна доминанта заменяет другую, то сосуществование доминант с произвольным и полноценным их переключением - дело весьма трудное. Этим свойством большей частью обладают представители высокого уровня подвижного типа нервной системы.
И надо сказать, что в совершенстве оно развито у талантливых актёров. Здесь не место излагать физиологические основы актёрского творчества. Но я позволю утверждать, что важнейшими элементами структуры актёрского таланта надо считать не только способность входить в роль по всем законам доминанты, но и удерживать в форме сосуществования разнообразные доминанты-образы, не похожих друг на друга, с мгновенным, сигнальным их переключением - сменой, а не заменой.
Идеально был представлен принцип подвижных доминантных переключений у Ф. И. Шаляпина. В совершенстве им владел Илларион Николаевич Певцов. И можно было сослаться на творчество многих истинных актеров, талант которых выражает также и этот чудесный дар мозгового механизма.
Наша повседневная жизнь, до крайности разнообразная, идущая в исключительно высоких темпах с полимодальными стимулами социальных устремлений, совершила чудесную перестройку в нервной системе энергичного советского человека: хочешь быть оптимально полезным, не хочешь отстать - успей и сумей воспитать несколько гетероструктурных доминант и упражняй механизм переключения. Иначе... да, иначе нельзя.
Таким образом, благодаря двум приводным ремням, двум физиологическим принципам формируются и движутся все акты поведения: это временная связь - условный рефлекс (Павлов) и доминанта (Ухтомский). Оба принципа неотделимы друг от друга - они входят в единую функциональную конструкцию, создают подвижную констелляцию центров. Созревшая доминанта тут же, сразу же, избирательно обрастает условными сигналами - адекватными раздражителями для данной доминанты. Условные же рефлексы окончательно формируют доминанту, доминанта закрепляет образовавшиеся временные связи и, наконец, условный сигнал способен воспроизвести с мощной эмотивной силой давно отошедшую доминанту - интегральный образ».
Айрапетьянц Э.Ш., Алексей Алексеевич Ухтомский. Личность великого учёного. (Биографические Эскизы), в Сб.: Айрапетьянц Э.Ш., Голиков Н.В., Ананьев Б.Г., Академик Алексей Алексеевич Ухтомский. К 90-летию со дня рождения, М.-Л., «Наука», 1965 г., с. 15-17.
Формирование двух и более моделей поведения по И.Л. Викентьеву