Исследования философов и методологов по В.Н. Сагатовскому [продолжение]

Начало »

 

Философы с преобладанием методологического интереса к более частным  проблемам выполняют роль «отпочкователей». Дело в том, что в процессе  исторического развития все науки когда-то выделились из философии,  отпочковались от неё (это хорошо прослежено в работе Ф. Энгельса «Диалектика  природы»). Этот процесс продолжается и по сей день.

«Чистые» философы изучают общий «каркас» действительности и познания. «Отпочкователи»  превращают каждую «узловую точку» этого каркаса в богатую теорию. Образованные таким путём теории - их можно назвать мезотеориями (мезо от  греческого «mesos» - «средний», «промежуточный») - служат приводными ремнями  от философии, как знания об общей структуре действительности и человеческой  деятельности, к многообразию частных наук. Например, «чистый» философ  изучает содержание и место среди других общих свойств действительности таких  характеристик, как система или информация. «Отпочкователь» же строит уже  детальную общую теорию систем и теорию информации. А представители частных  наук исследуют особенности систем и информации в различных областях неживой  природы, в жизни и в обществе.

Таким образом, все эти подходы дополняют друг друга. И лишь недоразвитость  общего или конкретного видения мира порождает противоречия между ними,  мешающие развитию человеческого освоения мира в целом.

Второе различение внутри приверженцев к методологической направленности  разделяет их на группы, одну из которых можно назвать абстрактными  методологами, а другую - методологами гуманитарными.

Абстрактный методолог склонен как бы заготовлять впрок методологические  модели (задачи такого-то типа можно решать таким-то (особом), не заботясь  особенно о том, кто и для каких целей их будет использовать.

Для методолога гуманитарного методология - средство, а не самоцель, реально  необходимое оружие, а не интересная игра с абстрактными кубиками. Абстрактного методолога больше интересует сам процесс философской работы;  гуманитарного методолога - её результат, нужный людям.

Мы уже отмечали, что, кроме строго целенаправленного поиска, полезен и, так  сказать, вольный поиск. Открытие новых подходов к действительности, новых  способов видения мира - полезное дело. И в этом смысле можно отчасти  согласиться с французским философом П. Риккером: «Великий философ - это тот,  кто открывает новый способ спрашивать». Но не полностью. Потому что  открывать вопросы ради вопросов не очень-то конструктивное дело. В конечном  счете нам нужны ответы. А если мы забываем об этом, то легко встаем в  «интересную», но мало перспективную позу философа-экзистенциалиста, для  которого все философские системы ложны: любой ответ для него ценен лишь как  повод задать новый вопрос; движение познания он видит не столько в открытии  нового, сколько в разрушении старого.

Как трудно понять друг друга людям, один из которых по кусочкам собирает  машину, нужную ему для реального дела, а другой разбирает и собирает любые  механизмы только ради любопытства и самоутверждения! Повторяю, последнее  занятие может привести или к очень интересным, или к очень опасным  результатам. Но это уже зависит от тех целей, ради которых их будут  использовать люди, видящие в конструировании средство, а не самоцель. Представители абстрактного и гуманитарного подхода порой недолюбливают друг  друга. В качестве примера можно привести такую вполне реальную ситуацию.  Один философ занимается логикой, изучает общие структуры человеческого  мышления независимо от их конкретного содержания и применения: это  представитель абстрактного подхода. Другой разрабатывает этику - науку о  законах человеческого поведения в целом: это представитель подхода  гуманитарного. И вот бывает так, что логик начинает третировать этика за  неразвитость его методологического аппарата (этику не до «абстрактной»  логики!), а этик ругает логика за оторванность его интересов от проблем  реальной жизни (логику не до этической «беллетристики», которая не  укладывается в его строгие формулы!). А не лучше ли сотрудничать: этику  ликвидировать свою методологическую безграмотность, логику - подчинить  разработку своего аппарата конкретным целям. Тем более что частные науки  подают здесь хороший пример: представители конкретных наук стремятся  сформулировать свои задачи так, чтобы для их решения можно было применить  абстрактные методы математики; математики, в свою очередь, разрабатывая  новые методы, стремятся учесть специфику тех или иных областей знания  (биологии, социологии и т. д.).

Наконец, результаты первого и второго деления могут перекрещиваться: общая и  частная методологическая направленность могут носить как абстрактный, так и  гуманитарный характер.

Философ с общей гуманитарной направленностью будет разрабатывать центральные  вопросы своей науки, хорошо видеть её целиком. (Все великие философы  принадлежали именно к этому типу.) Они создают великие и простые идеи,  овладевающие умами масс, дающие основу новому мировоззрению. Ими  расставляются общие ориентиры, освещаются цели прогрессивного развития,  дается основа в проектировании ноосферы. Разумеется, не все философы этого  типа становятся выдающимися. Если они обладают меньшими способностями, то  хорошо выполняют функции верных последователей, популяризаторов,  пропагандистов больших философских учений.

Философ с общей и абстрактной направленностью тяготеет к чистой методологии.  Его интересуют общие закономерности научного познания, анализ науки он  предпочитает анализу поведения и переживания. Научная картина природы  занимает его больше, чем картина общества.

Философ с частной и гуманитарной направленностью предпочитает вопросы этики,  эстетики, изучение конкретных социологических проблем.

Философ с частной и абстрактной направленностью склоняется к логике, к  методологии отдельных областей знания или к философским вопросам отдельных  наук».

Сагатовский В.Н., Вселенная философа, М., «Молодая гвардия», 1972 г., с. 208-215.