Отдельные творческие решения в живописи, скульптуре и дизайне
Приём «Инверсия»Приём (эвристика) создания нового качества
Единичный приёмСтратегия создания инноваций / изобретений за счёт использования отдельных приёмов / эвристик…
X
Отдельные творческие решения в живописи, скульптуре и дизайне
Приём «Инверсия»Приём (эвристика) создания нового качества
Единичный приёмСтратегия создания инноваций / изобретений за счёт использования отдельных приёмов / эвристик…
X
П.Н. Филонов впервые сформулировал положения аналитического метода в 1912 году и до конца своих дней развивал их теоретически и практически.
«Во всех академиях мира путь к картине ведёт через эскизы и композиционные наброски, то есть от общего к частному, к завершенному произведению. Аналитический метод предполагает противоположный путь - от частного к общему, путь органического роста произведения. Наблюдая тенденции развития, заложенные в явлении, художник помогает их реализации, как бы управляя скрытым ходом эволюции. Отсюда вытекает понятие «чистой эволюционирующей формы».
«По существу, чистая форма в искусстве, - отмечал Филонов, - есть любая вещь, писанная с выявленной связью с творящейся в ней эволюцией, т.е. с ежесекундным претворением в новое» Аналитический метод стремится не просто к сделанности, но к сделанности биологического роста. Живопись Филонова растёт как живой организм. Из точек-касаний (кистью, пером), которые художник называл «единицей действия», возникают сложные фактуры различного «тембра». «Упорно и точно рисуй каждый атом, - писал художник, - упорно и точно вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело, или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». Поэтому «единицы действия» - это неделимые частицы, оцвеченные «атомы», из которых складываются инфраструктуры филоновской живописи.
Это напоминает аналитические поиски Хлебниковым лингвистических «единиц действия». Поэт, высоко ценивший творчество Филонова, писал: «Мы указываем, что кроме языка слов, единиц слуха, есть язык - ткань из единиц ума, ткань понятий, управляющая первыми». В стихах Хлебникова можно встретить моменты, совпадающие с «атомистической» структурой филоновских произведений. […]
Кардинальное отличие Филонова от окружавших его художников авангарда - стремление сделать зримым принципиально невидимое. Он хотел расширить возможности изобразительного искусства, введя в образный ряд незримые, но самые важные моменты природы, общества и духовного мира человека».
Ковтун Е., П.Н. Филонов и его дневник, в книге: Павел Филонов, Дневник, СПб, «Азбука», 2000 г., с. 19 и 21.