Создание новых направлений деятельности, жанров, стилей…
Деградация групп, прослоек, тусовокДеградация групп, прослоек, тусовок
X
Создание новых направлений деятельности, жанров, стилей…
Деградация групп, прослоек, тусовокДеградация групп, прослоек, тусовок
X
«Искусство средневековья было производством миллионов кустарей (каменщики, иконописцы, резчики, ткачи, жонглёры, знахари и пр.) Теперь взглянем на то, как вчерашнее искусство пыталось разрешить капитальную проблему массового производства. Оно выделило из своей среды худосочных неудачников, кои занялись: прикладным искусством.
Одно название чего стоит! Вместо того, чтобы производить что-либо, решили прикладывать высокое искусство к грубому производству. Затея старых дев, рисующих на тарелочках анютины глазки. Вспомните любую выставку прикладного искусства – финтифлюшки, БЛУД в комнатке с кружевными занавесками. Какие предметы выставлялись предпочтительно? Деревянные солонки (никто в них соли не сыпал). Деревянные ковши (никто ими воды не черпал). Куклы для взрослых дам. Салфетки (ни утираться, ни сморкаться нельзя). Бронзовые канделябры (при наличии электричества). Имитации старинных колец (нельзя ни писать, ни надеть перчатки). Колокольчики (при наличии электрических звонков). Различные вазочки, коробочки, закладочки, болванчики без определенного назначения.
Эта позорная галиматья объясняется тем, что «прикладники» думали гальванизировать труп кустарного производства. Нелепая затея - конкурировать с фабрикой. Старое народное искусство умерло даже в отсталых странах, как Россия или Испания. Владимирские крестьяне делали ковши и солонки по рисункам московских стилизаторов.
Народы нуждались в миллионах вещей, прикладники-кустари приготовляли сотни. Поэтому они делали для немногих, для богачей. А. как известно, с жиру люди бесятся и доходит до деревянных ковшей. Прикладное искусство было не народным, но узко кружковым, не полезным, но явно бесцельным, не созидающим вещи, но украшающим, не искусством, но ИГРОЙ В БИРЮЛЬКИ собственного изделия.
В 1910 году, примерно, доверчивые люди засуетились - в Мюнхене создан новый стиль, стиль современности, «Модерн». Но прошло десять лет, и слово «модерн» сделалось кличкой ПСЕВДО-СТИЛЯ, манерничания, кривляний.
Почему? Потому что и мюнхенцы работали для малой кучки эстетов, для любителей «прекрасного», то есть для развращённых Беклинами и Штуками мещан. Они заботились не об экономии, не об удобстве, не о целесообразности, но о ложной красивости создаваемых «уников». В их спальнях могут лишь блудодействовать читатели Эверта, а не спать нормальные люди, после трудового дня. В их кабинетах можно нюхать кокаин, но не работать над чертежом новой машины.
Так прикладное (декоративное) искусство не создало и не могло создать нового стиля. Ему мешало «служение красоте». Новый стиль создан теми, кто не думал вовсе о стиле. Вы все привыкли, подходя к зданию музея, к загородной вилле, к памятнику героя, к убранству гостиной, к бронзовым психеям, к украшениям в книгах, прищуривать глаза и серьёзно думать: красиво это или нет?
Но, встречая на каждом шагу прекрасные вещи, вы их не замечаете. Я попрошу посмотреть ... и сравнить (глаз можно не прищуривать):
Здание музея (в Мюнхене, в Берлине или в иных городах) с ПАРОХОДОМ.
Загородную виллу (в Шарлоттенбурге или в Неи, любого стиля) с АЭРОПЛАНОМ.
Памятник (Бисмарку или Республике - безразлично) с ГРУЗОПОДЪЁМНИКОМ.
Кушетку (Любовиков или мюнхенцев, какую хотите) со СНЕГОЧИСТИТЕЛЕМ.
Бронзовых Психей (или по желанию, фарфоровых дам, копенгагенских кошек, или строгановских боярышень) с ТРУБКАМИ ДОНИЛ.
Книжные заставки (с амурами или без оных. Чехонина или др.) с РЕКЛАМОЙ РЕЗИНОВЫХ ПАЛЬТО.
Если ваши глаза не замутнены окончательно чтением «Старых Годов» или пособий «Как распознавать стили», вы увидите, где подлинная красота. Люди, думавшие об утилитарности, об экономии, о пропорции, создавали прекрасное. А искавшие прекрасное вымучивали запоздалых, никому ненужных купидончиков, создавали уродливое.
Ещё, представьте себя школьником 21 века. Чем помянет он нашу эпоху? Может быть отметить величественные памятники, а именно:
ПАМЯТНИК ВИКТОРУ-ЭММАНУИЛУ В РИМЕ (мрамор, золото 56°), ТЕАТР ЕЛИСЕЙСКИХ ПОЛЕЙ В ПАРИЖЕ (мармелад М. Дени + дырочки-пупырочки Бурделя),
КАЗАНСКИЙ ВОКЗАЛ стиль рюсс в МОСКВЕ, НОВЫЙ СОБОР В ЛУРДЕ, ОСОБНЯКИ МОРОЗОВА (с ракушками) или РЯБУШИНСКОГО, виллы ТРУВИЛЯ, коттеджи, мюнхенских СИРЕН.
Нет, уважая память предков, он умолчит об этих последышах. Он скажет, что мы в 1920 году ещё играли с ЛЕДАМИ и ПОБЕДАМИ, но уже умели строить прекрасное: ПЕРВЫЕ АЭРОПЛАНЫ, ЭЙФЕЛЕВУ БАШНЮ, НЕБОСКРЕБЫ, МОСТЫ, ТУННЕЛИ, ПАРОХОДЫ, РОТАЦИОННЫЕ МАШИНЫ, МАХОВИКИ и многое другое. Пусть 13-й век гордится ШАРТРСКИМ СОБОРОМ, 20-й горд трансатлантическим пароходом «Аквитания»
Эренбург И.Г., А она всё-таки вертиться!, в Сб.: Эстетическое самосознание русской культуры. 20-е годы ХХ века / Сост. Г.А. Белая, М., «РГГУ», 2003 г., с. 441-443.