Открытия в области языкознания, лингвистики и т.п.
Религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
X
Открытия в области языкознания, лингвистики и т.п.
Религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
X
Одна из проблем христианства является вопрос: как следует понимать выражение о творении «по образу и подобию»?
«Следует отметить, что библейская фраза: «сотворим человека по образу Нашему, что подобию Нашему» породила в патристике острые споры. Практически каждый христианский мыслитель специально задумывался над вопросом: что есть образ и подобие? Не менее девяти столетий в христианском мире шла активная полемика по этому вопросу. Спор в основном вращался вокруг двух вопросов - о сущности образа и степени или мере соотнесенности его с архетипом, или о пределах соответствия образа архетипу; однако нередко в орбиту внимания отцов церкви попадала и проблема изобразительного образа.
Нелегким был путь осмысления этого важнейшего философского и эстетического понятия в раннем христианстве. Хорошо понимая, что образ есть нений способ непонятийного выражения, применяемый, как правило, там, где формально-логические связи оказываются недостаточными, ведущие представители патристики, во многом следуя традициям греко-римского философствования, стремились на концептуальном уровне определить сущность этого понятия и скрывающегося за ним феномена. Насколько труден был этот вопрос для философского сознания того времени, наглядно показывают усилия Августина.
Ещё в 389 г., полемизируя с манихеями, Августин писал, что выражение «по образу Бога» надо относить к «внутреннему человеку», то есть к разуму и интеллекту (ratio et intellectus), а не к его видимому облику. Однако кое-что и в теле человека указывает на его принадлежность к божественному образу. Это прежде всего, вертикальное положение (erectus) его тела (ibidem), а также красота и целостность этого тела. Последнее, однако, - общая черта у человека со всем творением и относится уже не к «образу», но к «подобию». А подобие (similitudo) выступает неотъемлемой чертой «образа» (imago), что приводит Августина к определённым затруднениям в осмыслении указанной проблемы.
«Всякий образ (imago), - рассуждает он, - подобен (similis) тому, чьим образом он является; хотя не всё то, что подобно чему-то, есть и его обряд; так, образы и зеркале и живописи являются ещё и подобными; однако если одни не рождён от другого, то ни один из них не может быть назван образом другого. Ибо образ возникает тогда, когда он из чего-либо воспроизводится (cum de aliquo exprimitur). Образ в понимании Августина обязательно является производной архетипа, его порождением и одновременно его выражением, на что указывает глагол exprimor; это некое порождение, выражающее своего производителя. Образ генетически связан с архетипом - этим он существенно отличается от знака. Знак выбирается и наделяется значением произвольно. Образ производится самим архетипом и воспроизводит его. Вся шкала образного производства расположена между двумя крайностями. С одной стороны, архетип чисто механически отражается в чем-либо (образы в зеркале), с другой - он сам вполне сознательно творит свой образ.
Однако архетип не всегда настолько активен, чтобы самому творить свои образы, и не всегда перед ним оказывается зеркало. Поэтому в общем случае требуется посредник, который помог бы воспроизвести черты архетипа в чем-либо, то есть создать образ. В мире таким посредником выступает только человек, творящий образы, - от простых отпечатков, оставляемых перстнем на воске, до сложных скульптурных и живописных изображений. Что же связывает образ с архетипом? По мнению Августина, эта связь держится на «подобии», которое он понимает в двух смыслах. С одной стороны, он говорит о подобии как о сущностной характеристике образа, означающей причастность образа архетипу; с другой - усматривает, продолжая традиции античной эстетики, подобие в сходстве (или соответствии) частей друг другу в структуре целого материального объекта.
Итак, образ происходит от архетипа, выражает его на основе подобия и иерархически непосредственно следует за архетипом без каких-либо промежуточных инстанций. Созданием такого образа было увенчано, по Августину, все многотрудное дело небесного Художника. Человек представляется Августину пределом земного совершенства, венцом творения: «Вся тварь реализована в человеке, ибо он и мыслит духом, и чувствует, и движется телом к пространстве».
В процессе духовной деятельности образ, по мнению Августина, играет важную роль, ибо наш дух оперирует не самими предметами, но лишь их образами, поступающими или от органов чувственного восприятия, или из глубины памяти. Образы всего воспринятого нами хранятся в нашей памяти и предстают перед нашим внутренним взором, когда воля вызывает их.
Августин приводит целый ряд случаев возникновения образов в «духовной природе» человека. Образы эти носят картинно-визуальный или «мысленный» характер. Августин различает двенадцать видов таких образов:
1) образы, возникающие в результате непосредственного чувственного восприятия реального предмета;
2) мысленное представление об отсутствующем, но известном нам предмете;
3) представления о предметах, которые мы не знаем, но в существовании которых не сомневаемся;
4) представления о предметах, о существовании которых у нас нет точных данных;
5) самопроизвольно возникающие в духе «разнообразные формы телесных подобий», то есть игра фантазии:
6) мысленные образы предстоящих действий;
7) мысленные представления о предстоящих движениях и намерениях в процессе действия;
8) образы сновидений;
9) бредовые образы при болезни;
10) яркие и рельефные образы реальных предметов, воспринимаемые при некоторых видах болезни или скорби;
11) мир отчасти фантастических, отчасти реальных образов, созданных душой, в которых она блуждает;
12) образы, связанные с полным погружением в духовное зрение. […]
Многомерность понятия образа показывает, что Августин уделял этой категории большое внимание и в своей онтологии, и в гносеологии, и в антропологии. В связи с его теорией творчества образ наполнятся и собственно эстетическим смыслом. В качестве главного результата творческой деятельности идеального художника он занимает одно из важных мест в эстетике Августина. Создание произведения «по образу и подобию» архетипа, то есть некоторого идеального прообраза, является со времен ранней патристики идеальной целью христианского художника. Однако земной художник оказывается способным, по мнению Августина, осуществить только вторую часть этого принципа - творить по закону «подобия», который лежал в основе красоты.
Несмотря на ряд неясных и противоречивых положений, теория творчества Аврелия Августина внесла существенный вклад в развитие эстетического сознания своего времени и послужила определённым обоснованием творческой деятельности средневековых художников».
Бычков В.В., Эстетика Аврелия Августина, М., «Искусство», 1984 г., с. 154-157.