Рождение науки Нового времени…

«Если бы нам потребовалось определить дату рождения науки Нового времени, - отмечал Пьер Дюгем, - наш выбор, несомненно, пал бы на 1277 г., когда епископ Парижский торжественно провозгласил, что может существовать множество миров и, не впадая в противоречие, можно считать, что система небесных сфер могла быть приведена в движение некоторым прямолинейным движением». Это довольно курьёзное утверждение-осуждение кладёт в основу науки Нового времени провозглашение епископом Парижским двух нелепостей. […] «епископ Парижский отнюдь не заботился о науках; просто он заявил, что нельзя во имя принципов греческого мира,  который в те времена считался реальным, запретить Богу сотворить один или много миров различной структуры, и он провозглашал это как теолог, во имя божественного всемогущества».

И если тем не менее, осуждение 1277 г. оказало глубокое влияние на развитие европейской мысли, то потому, что, «понятое как осуждение греческого нецесситаризма, это суждение позволило ряду теологов в силу всемогущества христианского Бога утверждать в качестве возможных научные или философские положения, которые по традиции считались невозможными в силу самой сущности вещей.

Допустив новые мысленные эксперименты, теологическое понятие всемогущего освободило умы от ограничительных рамок, в которые греческая мысль заключила Вселенную. Некоторые из многочисленных гипотез, сформулированных на основе этою принципа, согласуются с гипотезами, которые западная наука, зачастую исходя из других соображений и применяя совершенно другие методы, позднее должна была доказать». Таким образом, «если даже наука Нового времени и не родилась в 1277 г., в этом году в христианской среде появилась возможность рождения  космологии Нового времени».

Александр Койре, Очерки истории философской мысли, М., «Прогресс», 1985 г., с. 74.