По мнению Дайсэцу Судзуки, у взрослого человека исходное чувственное познание постепенно заменяется интеллектом, что замутняет сознание человека….
«До той поры, покуда бессознательное инстинктивно, оно не превосходит уровня животных и младенцев, у вполне же зрелого человека дело обстоит иначе. Последнего характеризует тренированное бессознательное, включающее весь его сознательный опыт, начиная с младенчества, и конституирующее целостность его личности. По этой причине, у фехтовальщика, как только он взял в руки меч, техническое мастерство вместе с осознанием ситуации отходит как бы на задний план, а тренированное бессознательное начинает играть ведущую роль. Меч фехтует так, будто в нем самом стучит живое сердце. Мы могли бы сказать: бессознательное, в той мере, в какой оно относится к сфере чувственного опыта, есть результат длительного процесса эволюции жизни в космосе, и оно действует одинаково у животных и у детей.
Но по мере интеллектуального развития, по мере того, как мы вырастаем, чувственная данность структурируется интеллектом, и мы утрачиваем наивную веру в адекватность нашего чувственного опыта.
Когда мы теперь улыбаемся, то это не просто улыбка - здесь добавляется нечто ещё. И едим мы уже не так, как в детстве. Процесс питания преобразован интеллектом. И как только мы осознаём это вторжение интеллекта, - простейшие биологические потребности оскверняются эгоцентрическим интересом. В наше бессознательное словно проникает «самозванец», и оно больше не может прямо и непосредственно пронизывать сознание. Все потребности, ранее регулируемые биологическими, инстинктивными функциями, превращаются теперь в интеллектуально направляемые акты.
Подобная трансформация и есть потеря «невинности» или приобщение к «древу познания» согласно библейскому мифу. В практике Дзэн и в Буддизме это носит название «аффективного осквернения» (klesha) или «преобладания интеллекта в деятельности сознания», виджняна (yljnana).
Зрелый человек, как учит Дзэн, должен очиститься от аффективного осквернения и освободить себя от доминанты интеллекта, если, только он серьёзно намерен вступить на путь спонтанности и свободы, где бы он не был подвержен разрушительному влиянию страха, возбуждения и раздражения.
Когда человек обретает свободу, «натренированное» бессознательное «работает» в сфере сознания. В этом случае мы получаем «Нерождённое» Банкея или «обыденное сознание» китайского мастера Дзэн».
Дайсэцу Судзуки, Лекции по Дзен-буддизму, М., «Ассоциация молодых учёных», 1990 г., с. 32-33.
На мой взгляд, в условиях Европы призывы к «очищению сознания» иногда (далеко не всегда) имеют смысл при решении творческих задач, когда нужно осознать давлеющие над сознанием штампы мышления.