Клод Леви-Стросс выпускает две книги: Тотемизм сегодня / Le Totemisme aujourdhui и Неприрученная мысль / La Pensée sauvage.
В русском переводе они были изданы в одном томе под названием: Первобытное мышление.
Используя, с одной стороны, эвристические приёмы, ранее разработанные в лингвистике, а с другой стороны, анализируя мифы различных народов, Клод Леви-Стросс пришёл к выводу, что разные отношения предметов и людей удобно изобразить (промоделировать) в виде бинарных оппозиций, например:
верх - низ;
правое - левое;
война - мир;
жизнь – смерть;
свой – чужой;
мужское – женское;
сырое – варёное и т.п.
По мнению исследователя, с помощью бессознательных операций, эти противоречия могут разрешаться, например, медиацией или бриколажем.
«Только тесное сотрудничество между естественными и гуманитарными науками позволит отклонить старомодный философский дуализм. Вместо того чтобы противопоставлять идеальное и реальное, абстрактное и конкретное, «эмическое» и «этическое», будет признано, что непосредственные данные восприятия не сводимы ни к одному из этих терминов, не лежат ни там ни здесь: иначе говоря, уже закодированы органами чувств столь же хорошо, как мозгом, в виде текста, который, подобно любому тексту, должен быть декодирован таким образом, чтобы его можно было перевести в язык других текстов. Более того, физико-химические процессы, посредством которых этот оригинальный текст был первоначально закодирован, существенно не отличаются от тех аналитических процедур, которые ум использует при декодировании. Пути и средства разумения не являются свойственными исключительно наивысшей интеллектуальной деятельности, ибо разумение принимается за разработку интеллектуальных процессов, осуществляясь уже в самих органах чувств.
Вульгарный материализм и сенсуалистический эмпиризм ставят человека в прямую конфронтацию с природой, не представляя себе, что последняя имеет структуральные свойства, хотя и несомненно более богатые, но существенно не отличающиеся от тех кодов, посредством которых нервная система их расшифровывает, или от категорий, выработанных разумом для того, чтобы вернуться к изначальной структуре реальности. Признавать, что ум в состоянии понять мир только потому, что сам ум есть часть и продукт этого мира, - не означает быть менталистом или идеалистом. Ежедневно подтверждается, что, стараясь уразуметь мир, ум действует способами, по виду не отличающимися от тех, что разворачивались в мире с начала времен.
Структуралистов часто обвиняли в игре с абстракциями, не имеющими отношения к реальности. Я попытался показать, что, далёкий от того, чтобы быть развлечением для изощрённых интеллектуалов, структуральный анализ, проникая внутрь, достигает разума только потому, что его модель уже существует внутри тела. С самого начала зрительное восприятие покоится на бинарных оппозициях; и неврологам, вероятно, следует согласиться, что такое утверждение справедливо и для других областей деятельности мозга. Следуя стезёй, порой ошибочно обвиняемой в том, что она чрезмерно интеллектуальна, структурализм открывает и доводит до осознания более глубокие истины, которые в скрытом виде уже имеются в самом теле; он примиряет физическое и духовное, природу и человека, разум и мир и направляется к единственному роду материализма, согласующемуся с актуальным развитием научного знания. Ничто не может быть дальше от Гегеля и даже от Декарта, чей дуализм мы стремимся преодолеть, придерживаясь в то же время его приверженности рационализму».
Клод Леви-Стросс, Первобытное мышление, М., «Республика», 1994 г., с. 352-353.
Ролан Барт позже перенёс этот подход с изучения первобытных обществ (чем преимущестенно и занимался Клод Леви-Стросс) на современную литературу, моду и т.п.