Интеллектуальный и физический труд по Джону Рёскину

«В большом масштабе, в работе, определённой чертёжом и мерою, идея одного человека не только может, но и должна осуществляться трудом других людей.

Но в размере меньшем, в рисунке, не поддающемся математическому вычислению, чужую мысль выразить невозможно; различие настроения в приёмах человека, работающего самостоятельно, и человека, исполняющего чужие указания, нередко сводятся к различию между великим и посредственным произведениями искусства. В другом месте я постараюсь показать вам, как обширно расстояние между работой оригинальной и работой из вторых рук, теперь же ограничусь указанием на другую, более роковую ошибку - презрение к физическому труду, управляемому разумом: это презрение не менее пагубно, чем возвеличивание физического труда, самостоятельно взятого.

В настоящее время мы постоянно стараемся отделить ручной труд от умственной деятельности; хотим, чтобы один человек всегда размышлял, а другой - всегда работал, и называем одного джентльменом, а другого мастеровым, тогда как мастеровому лучше было бы почаще размышлять, а мыслителю - работать, и обоим надо быть джентльменами в лучшем смысле слова; а теперь никто из них не джентльмен: один завидует, другой презирает ближнего, и общество преимущественно состоит из нездоровых мыслителей и плохих мастеровых.

Только физический труд делает мысль здоровой, и только мышление делает физический труд счастливым; их нельзя разделять безнаказанно.

Хорошо бы было, если бы каждый из нас был хорошим ремесленником в какой бы то ни было отрасли и если бы презрение к ручному труду навсегда упразднилось; таким образом, хотя между людьми и существовало бы всегда резкое различие породы, соответствующее их более или менее высокому происхождению, но не было бы того резкого различия занятий, какое существует теперь, например, между праздными и трудящимися, людьми свободных и несвободных профессий.

Все профессии должны быть свободны, и гордиться следует не столько характером занятий, сколько большим или меньшим совершенством, с которым человек исполняет своё дело. Более того, в каждой отдельной профессии никто не должен тяготиться чёрной работой.

Художник должен тереть себе краски; архитектор должен работать со своими плотниками; фабрикант должен быть самым искусным из всех своих рабочих; разница между одним человеком и другим должна сводиться на разницу опыта и умения и разницу власти и богатства, которые справедливо достаются в награду опыту и умению».

Джон Рёскин, Искусство и действительность, Новосибирск, «Сова», 2006 г., с. 187-189.

 

Подчеркну, что Джон Рёскин писал о физическом труде, не как, например, об отдыхе после интеллектуального,  а именно, как о необходимом элементе повседневного существования каждого человека. 

Современное общество пошло по другому пути – разделению труда.

 

Закон вытеснения человека из технической системы по Б.Л. Злотину