Искусствоведение и литературоведение
Деградация групп, прослоек, тусовокДеградация групп, прослоек, тусовок
X
Искусствоведение и литературоведение
Деградация групп, прослоек, тусовокДеградация групп, прослоек, тусовок
X
«Во всех основах своего могущества, в способах деятельности, верованиях, воззрениях, во всём своём широком развитии, душа венецианца представляется мне душой совершенной.
Почему же так быстро пало искусство в Венеции? Каким образом стало оно, как это несомненно было, одной из главных причин нравственной порчи Италии и последующей утраты ею духовного и политического значения? Всё это было следствием одной великой, роковой ошибки - неразборчивости в целях. Венецианское искусство, истинно высокое в своих основах, имело задачи самые низменные.
Как Самсон, могучее и с юности избранное Богом, видимо, отмеченное печатью Духа Божия, как Самсон, оно беззаветно расточало силы в борьбе и находило отдых в разгуле. Все венецианские художники преследовали исключительно одну цель: наслаждение глаз и воспроизведение фантастических образов, нравившихся им и льстивших нации; они бы не нравились им и не льстили бы нации, если бы не имели религиозного характера. Но художник не имел в виду религию; он имел в виду только наслаждение. «Вознесение» - превосходная картина, потому что Тициан верил в Мадонну; но он писал не для того, чтобы заставить ещё кого-нибудь уверовать в Неё. Он её писал потому, что ему нравились роскошные красные и синие тона и лица, позлащенные солнцем.
«Рай» Тинторетто - превосходная картина, потому что Тинторетто верил в рай, но он её писал не для того, чтобы заставить кого-нибудь думать о рае, а для того, чтобы украсить стену залы Верховного Совета.
У других людей - слабые религиозные верования и посредственные способности служили высоким нравственным целям. Самая горячая вера, самые гениальные дарования были для венецианца средством осветить золотистыми тонами полумрак передней, придать пышный блеск празднеству. Как ни странна и ни прискорбна такая беспечность, все великие люди, как мне кажется, отличаются ею. Человек слабый и тщеславный имеет очень чувствительную совесть и работает с постоянным сознанием лежащей на нём ответственности. Человек сильный, сурово-равнодушный к себе, делает только то, что ему взбредёт на ум в данную минуту, и совершенно не думает о последствиях.
Когда великие венецианцы предали своё искусство на растерзание буйному ветру и на съедение червям, не знаю, насколько руководило ими смирение, насколько безнадёжное, горькое легкомыслие. Не знаю, что заставляло их потворствовать безумию и роскоши своего времени - тяжкое послушание или бесстыдная угодливость. Знаю только, что величие их могущества равнялось позору и внезапности падения. Волшебные чары, созданные вековым трудом, были разрушены минутой слабости; как радуга, внезапно и бесследно, потухло сияние крылатого льва».
Джон Рёскин, Искусство и действительность, Новосибирск, «Сова», 2006 г., с. 144-146.