«Вдохновение не что иное есть, как живое ощущение, дар неба, луч божества.
Поэт, в полном упоении чувств своих, разгорался свышним оным пламенем или, простое сказать, воображением, приходит в восторг, схватывает лиру и поёт, что ему велит его сердце. Не разгорячась и не чувствуя себя восхищённым, и приниматься он за лиру не должен.
Вдохновение рождается прикосновением случая к страсти поэта, как искра в пепле, оживляясь дуновением ветра; воспламеняется помыслами, усугубляется ободрением, поддерживается окружными видами, согласными с страстью, которая его трогает, и обнаруживается впечатлением, или излиянием мыслей о той страсти, или её предметах, которые воспеваются. В прямом вдохновении нет ни связи, ни холодного рассуждения; оно даже их убегает и в высоком парении своем ищет только живых, чрезвычайных, занимательных представлении. От того-то в превосходных лириках всякое слово есть мысль, всякая мысль картина, всякая картина чувство, всякое чувство выражение, то высокое, то пламенное, то сильное, или особую краску и приятность в себе имеющее. Но вдохновение может быть не всегда высокое, а чаще между порывным и громким посредственное, заемлимое от воспеваемого предмета, обстоятельств, или собственного состава и расположения поэта; а потому и может быть у всякого своё и по временам отличное вдохновение по настроению лиры, или по наитию гения. […]
Новость, или необыкновенность чувств в выражении, заключается в том, что когда поэт неслыханными прежде на его языке изречениями, подобиями, чувствами или картинами поражает и восхищает слушателей, излагая мысли свои в прямом или переносном смысле, так чтобы они по сходству с употребительными, известными картинами, или самой природой, по тем или другим качествам, не взирая на свою новость, тотчас ясны становились и пленяли разум».
Державин Г.Р., Рассуждения о лирической поэзии или об оде / Сочинения, Том VII, СПб, 1878 г., с. 536-537 и 559.