«Когда Вернер Эрхард осенью 1971 года путешествовал по Калифорнии, его внезапно «ОСЕНИЛО»! «Если рассказать все, что я испытал в то время, - вспоминает Эрхард, - то это покажется сущим обманом. Нет слов, чтобы выразить эти чувства, отношения, ощущения тела». То, что его ОСЕНИЛО, было «переживание мира таким, каков он есть, без посредничества человеческого понимания». Это «потрясающее переживание» было столь поразительным, что Эрхард создал ЭСТ, «чтобы поделиться своими переживаниями с другими».
С момента трансцендентальной полумистической вспышки «озарения» в 1971 г. ЭСТ приобрёл широкую популярность. К 1977 г. 83 тысячи человек обучалось в семинарах Эрхарда, при этом каждый уплатил по 250 долларов за два дня уик-энда обучения. В ряде городов возникли центры ЭСТа. В 1975 г. ЭСТ получил доход в 9,3 миллиона долларов. К апрелю 1979 г. число нанимавшихся в ЭСТе только в Нью-Йорке составило 21 тысячу человек.
Что же такое ЭСТ? Каковы его методы и приносит ли он пользу людям? Цель ЭСТа заключается в том, чтобы вызвать у обучающихся такое же «озарение», какое пережил Вернер Эрхард. С этой целью Эрхард разработал детальный, чёткий и строгий курс обучения. После регистрации и внесения платы за обучение, которая ныне составляет 350 долларов, обучающиеся проходят 60-часовой курс, состоящий из двух уик-эндов - 4 дня по 15 часов. В каждой группе с одним «тренером» обучаются до 250 человек.
Описывая эту процедуру, руководитель ЭСТа в Нью-Йорке Хейди Спаркс пишет: «Существуют определённые основные правила. Обучение начинается в точно установленное время. В комнате не разрешается иметь часы. Тренировка продолжается до глубокой ночи. Ассистенты не улыбаются или улыбаются, как манекены. Один из факторов, облегчающих обучение, заключается в том, что оно проводится при помощи весьма специфических, всем понятных, указаний».
В статье, озаглавленной «Мы собираемся тебя разорвать, а потом собрать вновь», Марк Бревер так комментирует эту процедуру: «Никто не шевелится, не говорит, не курит, не ест, не делает никаких записей и не выходит из комнаты до окончания сеанса... В течение 9-дневного периода обучения никто не имеет права пить спиртное, принимать прописанные лекарства или наркотики».
В своей статье в «New York Times», озаглавленной «Обратите внимание, бараны!», Лео Литвак описал занятие в ЭСТе с 250 участниками, проводимое самим Эрхардом. Оно происходило в отеле, в зале для обычных собраний, в Сан-Франциско и началось точно в 8.30 утра. После того как ассистент «выкрикнул основные правила», Эрхард прочитал изложение цели ЭСТа - «неясная, нескладная проза о трансформации вашей способности переживать». Затем Эрхард провёл следующие несколько часов, осуждая и оскорбляя обучающихся, называя их «баранами» и «олухами», чья «жизнь не стоит и копейки».
После этой безжалостной и пошлой тирады Эрхард приступил к изложению одной из основных идей ЭСТа. Не существует «хорошего» или «плохого» опыта - это разум навязывает своё суждение нейтральному миру. Мы сами несём ответственность за опыт, приобретенный нами. Мы преуменьшаем значение своих действий, обвиняя других: ОНИ были причиной войны, ОНИ лишили нас детства, ОНИ разрушили наши надежды на счастье. Суть в том, что в этом навязанном нам мире ничего нет - никому ни до чего нет дела. Каждый из нас строитель своей собственной жизни. Наконец - и это поразительно - Эрхард объявляет основную идею ЭСТа: «То, что существует, существует. И вы должны принять это!». Эрхард подчёркивает эту мысль, заявляя, что во французском языке эст (est) означает «есть, существует».
Два уик-энда включают долгие часы «целенаправленных упражнений на медитацию», лекции, беспрерывную конфронтацию и неизменное подавление психики обучающихся. Бревер подводит такой итог обучению: «Требуется около 70 часов, чтобы наставить большинство или всех обучающихся на путь истинный.
Всё это время применяется целый ряд методов и процедур, предназначенных то приводить обучающихся в замешательство, то просвещать их, чтобы поднять авторитет «тренера» и увеличить его суггестивное влияние на этих незадачливых «баранов»... Обучение представляет собой причудливую смесь методов изменения сознания».
Озарение, по Эрхарду, состоит в том, чтобы обучающийся усвоил ряд основных принципов. Во-первых, он должен усвоить, что «я» - причина моего собственного мира». Во-вторых, обучающиеся должны отказаться от разума и от всей своей «системы убеждений, прежних представлений и моделей поведения», Эрхард составил «схему мышления ЭСТа... таблицу умственных процессов, описывающую все возможные умственные функции, как основанные на опыте, так и не основанные на нём. Вера, разум, логика и понимание, как уже было показано, не основаны на опыте, и эти второстепенные умственные упражнения следует отбросить, чтобы достичь сути жизни».
Из этой схемы следует, что реальным является только опыт и обучающиеся должны сосредоточить всё своё внимание на том, что происходит «здесь и сейчас». Наконец, обучающийся должен «постичь», то есть, как говорит Эрхард, «осознать, что он есть, существует и что единственный способ быть счастливым - это делать то, что он делает... так как он совершенствует то, как он существует».
Статьи и книги, посвящённые ЭСТу, свидетельствуют о том, что большинство обучающихся принимают учение Эрхарда; при этом четыре пятых из них признают, что это приносит им пользу. Большинство обучающихся продолжают посещать занятия более высокого уровня и многие становятся активными и горячими приверженцами ЭСТа. Действительно, многие психиатры и врачи других специальностей, пройдя курс ЭСТа, рекомендуют его своим пациентам».
Джозеф Наэм, Психология и психиатрия в США, М., «Прогресс», 1984 г., с. 122-125.