«Пусть меня простят, если, желая дать лучше понять противоречивость всех правил нашего воспитания, я вынужден буду допустить не совсем благородный тон, - этого требует тема моей книги.
Противоречия эти особенно бросаются в глаза в монастырях, предназначенных для воспитания молодых девушек. Итак, войдём в монастырь. 8 часов утра. Это - время собеседования, когда в речи о стыдливости настоятельница доказывает, что воспитанница монастыря не должна никогда поднимать глаза на мужчину. Пробило 9 часов.
В приёмной появился учитель танцев. Держитесь как следует, говорит он своей ученице, подымите голову и глядите всегда прямо на своего партнера.
Кому же верить: учителю танцев или настоятельнице?
Воспитанница не знает этого и не приобретает ни того изящества, которое хочет воспитать в ней один, ни той скромности, которую проповедует другая. Но чему приписать эти противоречия в воспитании, как не противоречивым желаниям родителей, чтобы их дочь была в одно и то же время и мила, и скромна, чтобы она соединяла с монастырским ханжеством театральную грацию? Они хотят примирить непримиримые вещи. Возможно, что у одних только турок воспитание соответствует тому, что требуется у них от женщин.
Правила воспитания будут оставаться спорными и неопределёнными до тех пор, пока их не свяжут с какой-нибудь единой целью. Какова же может быть эта цель? Наибольшее общественное благо, т. е. наибольшее удовольствие и наибольшее счастье наибольшего числа граждан. Утрачивая из виду эту цель, родители начинают беспомощно путаться в вопросе о воспитании. Их руководителем становится одна только мода. От неё они узнают, что для того, чтобы сделать из своей дочери музыкантшу, надо нанять ей учителя музыки; они не знают, что для того, чтобы дать ей ясное представление о добродетели, ей надо таким же образом нанять учителя нравственности.
Мать берет на себя заботу о воспитании своей дочери; утром, накладывая румяна, она говорит ей, что красота - ничто, что доброта и таланты - это все. В эту минуту кто-либо входит в будуар матери. Каждый повторяет девочке, что она красива; но за её таланты и гуманность её не похвалят даже один раз в год. Кроме того, единственными наградами, которые ей обещают за её прилежание и её добродетели, являются различные украшения. И в то же время хотят, чтобы девочка была равнодушной к красоте. Какую путаницу подобное поведение должно вносить в её голову!»
Клод Гельвеций, О Человеке / Сочинения в 2-х томах, Том 2, «Мысль», 1974 г., с. 39-40.