Отдельные творческие решения в живописи, скульптуре и дизайне
Творческое развитие юношей и девушекТворческое развитие юношей и девушек
X
Отдельные творческие решения в живописи, скульптуре и дизайне
Творческое развитие юношей и девушекТворческое развитие юношей и девушек
X
«Предмет моей речи - подражание, поскольку это касается художника. Под подражанием я разумею не подражание в широком смысле, а следование по стопам других художников, и преимущества, которые можно извлечь из изучения их работ. [...]
Всё выводить из прирождённых способностей, не быть ничем обязанным другим - похвала, которую высказывают люди, не особенно много думающие о том, что они говорят другим, а иногда и самим себе... Со своей стороны я считаю, что подражание на первых ступенях искусства совершенно необходимо, я убеждён, что изучение других мастеров, которое я здесь называю подражанием, можно продолжать всю жизнь, не опасаясь нежелательных последствий, в которых его обвиняют, - расслабляющего действия на наше сознание или помехи проявлению индивидуальности, которой, без сомнения, всегда должно обладать каждое произведение. [...]
Мы совершенно уверены, что красота форм, выражение страстей, искусство композиции, даже способность придать произведению искусства величавость, в настоящее время весьма сильно зависят от соблюдения правил. Эти достоинства некогда считались исключительно проявлением гениальности, и справедливо, если за гений не принимают вдохновение, но рассматривают его как результат точного наблюдения и опыта. [...]
Замысел - один из главных отличительных признаков гения; но если мы проверим это на опыте, то найдём, что мы научаемся изобретать, изучая изобретения других, - так же как читая мысли других, мы учимся думать. [...]
Тщетно художник или поэт будет стараться изобретать, если у него не будет материала, над которым может работать его мысль и из которого должен исходить замысел. Ничто не может родиться из ничего. [...]
Разум, обогащённый собиранием всех сокровищ древнего и современного искусства, будет тем возвышеннее и богаче в своих возможностях, чем больше идей им тщательно собрано и усвоено.
[...] Это не значит, что я советую стараться копировать точно особенности наложения красок или колорита другого художника; успех такой попытки будет подобен тому, кто точно подражает виду, манере и жестам человека, которым он восхищается. Образец может быть превосходен, но копия будет нелепа, и эта нелепость происходит не от подражания, а от неверно понятого способа подражания. [...]
Если я и рекомендую изучать искусство по художникам, то отсюда нельзя сделать вывода, что можно пренебрегать природой. Одно изучение должно помогать другому, а не исключать его. Натура есть и остается единственным неисчерпаемым источником, откуда происходят все совершенства.
Великая польза изучения наших предшественников заключается в том, чтобы развить наш разум, сократить труды и передать нам результаты отбора всего великого и прекрасного в природе, сделанного этими великими умами... Таким образом, высочайшая красота формы должна быть заимствована у природы, но умение найти её даётся лишь в результате долгих размышлений и большого опыта. [...]
Разумный подражатель не удовлетворяется простым наблюдением того, что отличает манеру или дарование каждого мастера; он проникнет в план построения, в расположение освещения, изучит средства, которыми воздействует художник, - как искусно теряются некоторые части в глубине, другие смело выделены и как все они взаимодействуют и переплетаются согласно замыслу и плану произведения. Он не только восхищается гармонией красок, но и изучает, при помощи каких приёмов одна краска повышает красоту соседней. [...]
Художник, который сумеет соединить в себе все достоинства различных великих мастеров, будет ближе к совершенству, нежели каждый из его учителей в отдельности».
Речь Джошуа Рейнольдса в Королевской Академии художеств / Мастера искусства об искусстве в 7-ми томах, Том 3, М., «Искусство», 1969 г., с. 416-417.