Отдельные творческие решения в живописи, скульптуре и дизайне
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Типовые решенияСтратегия создания инноваций за счёт использования типовых решений
X
Отдельные творческие решения в живописи, скульптуре и дизайне
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Типовые решенияСтратегия создания инноваций за счёт использования типовых решений
X
Стоглав - сборник решений Стоглавого православного собора 1551 года, состоящий из 100 глав, где собраны и систематизированы нормы Русской церкви.
Ряд положений касался написания икон. Предшествующая история такова:
«Иконописные подлинники - характерные для средневековья сборники энциклопедического характера. Русские иконописные подлинники содержали типовые изображения сюжетных композиций и отдельных святых, технологические руководства и разнообразные статьи, входившие в круг чтения русского иконописца. С глубокой древности художники (в особенности неопытные, начинающие мастера) пользовались при работе вспомогательными сборниками зарисовок-«образцов» (или «изразцов») и прорисями, снятыми с прославленных икон. Как те, так и другие отличались случайным характером и подбором. О существовании подобных «образцов» рассказывают Киево-Печерский патерик (XIII в.), Послание Епифания Кириллу Тверскому (XV в.), Послание Дмитрия Герасимова дьяку Мисюрю-Мунехину (XVI в.) и многие иные источники. Произвольный состав и частные иконографические различия в прописях и образцах, возникших в разных областях, а то и за пределами России, уже в конце XV века стали вызывать среди художников, мирян и церковников споры, доходившие порой до резких столкновений. В эту эпоху ересей и религиозного брожения малейшие вариации в толковании одной и той же темы могли породить серьёзные колебания среди верующих. Возникла необходимость создания общего для всех объединенных русских земель свода изображений, узаконенного и утвержденного государственным и церковным авторитетом.
Первая попытка создания такого свода относится к началу XVI века. Составить его было поручено семи иконописцам великого князя - Ивану Дерме Ярцеву, Ивану Шишкину, Якову Товлеву, Петру Тучкову, Ивану Машкину, Михаилу Елину, Даниле Можайскому и «митрополичью» иконописцу Григорию. Возможно, этот труд лёг в основу позднейших лицевых (иллюстрированных) подлинников, возникновение которых связано с деятельностью макарьевских церковных соборов середины XVI века. Формирование лицевых подлинников происходило параллельно созданию сборников общегосударственных церковных и мирских правил («Стоглав» и «Домострой»), грандиозных летописных компиляций и житийных сводов («Великие Минеи-Четьи»).
Помимо прорисей, сборников образцов и лицевых подлинников, снабженных краткими примечаниями о цвете или характере рисунка, важнейшим источником для средневековых живописцев были оригинальные и переводные произведения древнерусской письменности, содержащие: легенды о чудотворных иконах и святых иконописцах; толкования отдельных изображений - символических (например, старец в царском венце - космос), аллегорических (например, прекрасный сад - духовный, или «мысленный», рай), мистических (например, круг - бесконечность) или целых композиций (Троица, Страшный суд, Отечество и другие); свидетельства о «плотском смотрении» (внешнем виде) Христа и богоматери; объяснения философских понятий (например, «естество» и «существо»); советы по технике живописи; высказывания об иконах (Иоанна Дамаскина, Федора Студита, патриарха Германа и др.); выдержки из постановлений вселенских соборов и многое другое.
Особую ценность для художника представляли сведения о внешнем виде святых. Исследователи не занимались вопросом об источниках этих сведений. Можно думать, что основной материал давала житийная литература. Многие агиографы скрупулёзно перечисляли известные им или собранные у очевидцев приметы, вроде цвета волос, формы бороды и т. п. Эти перечни примет почти буквально повторяются в толковых подлинниках. Другим источником могли служить иконы святых, созданные до возникновения жития, вскоре после смерти святого (по воспоминаниям, сохранившимся зарисовкам или по рассказам очевидцев), а то и при его жизни. Произвольные, не приведённые в систему комплексы статей подобного рода известны в состаье различных сборников, создававшихся с XV века. Они-то и послужили прообразом возникшего после макарьевских соборов толкового подлинника устойчивого состава».
Иконописные подлинники, Мастера искусства об искусстве в 7-ми томах, Том 6, М., «Искусство», 1969 г., с.11-13.