Закономерности и эффекты качественного (!) обучения студентов и взрослых специалистов. Повышение квалификации
Психотерапия и психиатрияДушевные отклонения и болезни...
X
Закономерности и эффекты качественного (!) обучения студентов и взрослых специалистов. Повышение квалификации
Психотерапия и психиатрияДушевные отклонения и болезни...
X
Для решения психотерапевтической (а не творческой) проблемы, обозначенной им во Введении к книге, Стивен Кови предлагает cвоим Клиентам постепенно сформировать семь навыков:
Навык-1: Будьте проактивны
Навык-2: Начинайте, представляя конечную цель
Навык-3: Сначала делайте то, что необходимо делать сначала
Навык-4: Думайте в духе выиграл / выиграл
Навык-5: Сначала стремитесь понять, а потом быть понятым
Навык-6: Достигайте синергии
Вот как автор раскрывает Навык-2:
«Принцип «Начинайте, представляя конечную цель» основывается на идее, что всё создается дважды. Существует мысленное - или первое - творение и физическое - или второе творение». […]
Всё создается дважды. Это принцип. Однако не всегда первое творение является результатом осознанного плана. В личных делах, не развивая своего самосознания и не беря на себя ответственность за первое творение, мы позволяем другим людям и обстоятельствам, находящимся вне нашего Круга Влияния, в значительной степени формировать нашу жизнь - по умолчанию. Мы реактивно живём по сценариям, навязанным нам нашей семьей, сослуживцами, планами других людей, давлением обстоятельств, - по сценариям, пришедшим из нашего прошлого, из нашего обучения и условий развития.
Эти сценарии исходят от людей, а не из принципов. Они произрастают из нашей незащищенности, из нашей глубокой зависимости от других, из нашей потребности в одобрении и любви, в принадлежности к социальной группе, в ощущении нашей важности и значимости для других. Независимо от того, осознаем ли мы это и контролируем ли мы это, всё в нашей жизни имеет первое творение. Мы же сами являемся вторым творением либо нашего собственного проактивного плана, либо программ и планов других людей, внешних обстоятельств и устоявшихся привычек. Уникальные человеческие свойства: самосознание, воображение и совесть - дают нам возможность анализировать первое творение и брать на себя ответственность за его создание для себя, за написание своего собственного сценария. Иначе говоря, Навык 1 гласит: «Ты 1-й творец». Навык 2 - это первое творение. […]
Начинать, представляя конечную цель - значит подходить к своей роли родителя, как и к другим своим ролям в жизни, с ясным представлением о своих ценностях и направлении движения. Это значит, быть ответственным за своё собственное первое творение и переписать самого себя так, чтобы парадигмы, из которых вытекают моё поведение и установки, соответствовали моим глубинным ценностям и находились в гармонии с верными принципами. Это также значит, что каждый день надо начинать, твёрдо помня о своих ценностях. Тогда, даже в пору самых тяжёлых испытаний, я смогу, опираясь на эти ценности, принять верное решение. Я смогу действовать как цельная личность. Я не должен буду реагировать на чьи-то эмоции и обстоятельства. Я смогу быть по-настоящему проактивным, ориентированным на ценности, потому что они мне ясны».
Стивен Кови, Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к этике характера, М., «Вече»; «Персей»; «Аст», 1997 г., с. 126, 128-129 и 136-137.