Построение научных моделей
Обнаружение новых явленийМетоды обнаружения новых явлений, эффектов
X
Построение научных моделей
Обнаружение новых явленийМетоды обнаружения новых явлений, эффектов
X
Николай Кузанский, так или иначе, многие явления связывал с Богом, часто излагал свои мысли путанно, но, тем не менее, говоря современным языком, он наметил список областей научного поиска:
«Приступая к нашей теме, скажем, что есть три области премудрости.
Первая - где мы находим её как она пребывает вечно. Вторая - где мы находим её в непреходящем подобии. Третья - где она издали светится во временном потоке своих подобий.
Полей, особенно пригодных для охоты за мудростью, по-моему, десять. Первое я называю знающим незнанием, второе возможностью-бытием, третье неиным, четвёртое - полем света, пятое - хваления, шестое - единства, седьмое - равенства, восьмое - связи, девятое - предела, десятое - порядка. […]
О девятом поле, предела. Соседнее со связью поле, которое я называю пределом, полно желанной добычи, как нельзя более удобно для охоты, максимально и беспредельно, потому что его величию нет конца: ни начала, ни конца у него нет, хотя в нём начала, середины и концы всех определяемых им вещей; как корень всемогущества, неё содержащий в своей силе, он каждую вещь развёртывает, любую в мире определяет.
Отдельные вещи заключаются в некоей точности, благодаря которой они суть не иное, чем то, что они суть, и беспредельный предел - конец всего законченного, точность и граница всех точностей. Предел, который есть всё то, что может быть, - прежде всякого предела вещей, могущих стать. Он определяет всё, ограничивает каждое; он предел самой возможности стать, заведомо беспредельный, заранее храпящий в своей определённости всё, что может стать, и тем самым предел всех вещей и всех познаний. Но чём же полагается предел, если не умом и премудростью?
Как прекрасно понял Анаксагор, именно ум определяет расплывчатую возможность, всё различает и всем движет, всё ведя к пределу, который им предопределён. Ум придал законченность прообразам вещей, то есть - как превосходно заметил Дионисий, говоря о божиих именах, - предсуществовавщим в нём основаниям вещей, по которым божественная премудрость всё предначертала, или предопределила, произвела».
Николай Кузанский, Охота за мудростью / Сочинения в 2-х томах, Том 2, М., «Мысль», 1980 г., с. 362 и 391.