Цель мудреца – познание общих законов жизни – мнение Сенеки

В последней четверти своей жизни Сенека написал ряд произведений, где изложил свои взгляды. Как это часто бывает в подобных случаях, во многом это было самооправдание своего жизненного пути… .

«Для Сенеки цель философии - свобода мудреца страхов и желаний, порабощающих невежественного человека.

Только философия даёт знание природы, её законов, господствующей в ней необходимости, подчиниться которой добровольно и есть истинная добродетель и истинная свобода. Так знающий свой долг солдат подчиняется командиру. Неповинующегося же командир карает, и не прав будет солдат, жалующийся, что его свобода ущемлена.

Познание не сводится к изучению отдельных наук. Они дают сведения или применимые к отдельным случаям или вовсе бесполезные. Не одобряет Сенека и увлечения логическими построениями. Может ли, говорит он, рассуждение «тайну доверяют хорошему человеку, пьяному тайну не доверяют, значит, хороший человек не пьёт», - удержать кого-нибудь от пьянства, или логически доказанное положение о том, что смерть не зло, побудить человека к смерти за родину?

Очищающее душу знание философа состоит в созерцании природы и постижении разумом её высших общих законов. Он проникает в её тайны, исследует, какова материя вселенной, кто её творец и страж, что есть бог - часть мира, или весь мир, сделал ли он что-либо однажды, или действует непрерывно, может ли он изменить раз и навсегда установленные законы природы, или сам им подчиняется, не теряя своего могущества и свободы, ибо он сам для себя своя необходимость.

Происходит ли несовершенство в мире от несовершенства творца или от сопротивления материи его искусству, предшествует ли материя идее или, наоборот, бессмертна ли душа или после смерти тела распадается - всё это и многое другое для нас ещё тайна, пишет Сенека, но кое-что люди уже постигли и ещё больше постигнут в будущем. Самый же процесс проникновения в тайны и законы природы очищает душу и возвышает её над мелкими заботами, освобождает её. Мудрец начинает понимать, что возвышения и крушения царств, войны и даже периодически повторяющаяся гибель и возрождение космоса, не говоря уже о личной судьбе, представляется людям великим, потому что сами они малы.

Он сознаёт себя как часть космоса, свой разум как частицу мирового разума, целостности, становящейся множеством, проникая во всё сущее. Индивидуальный разум, логос - божественная составляющая человека, его нельзя обмануть, он сам карает за отступление от добродетели, заставляя человека мучиться от сознания собственного несовершенства.

Живущий согласно природе мудрец равнодушен ко всему внешнему, оно его не смущает, не делает несчастным, не сбивает его с избранного им пути. Он целостен, как мировой разум, не знает колебаний и сомнений, заставляющих невежественного и лишенного добродетелей человека метаться между делом и бездельем, жизнью и обществе и в одиночестве, завидовать другим и чувствовать вечное недовольство собой, проклинать весь мир из-за собственных неудач.

Однако это не означает, что мудрый должен жить вне мира и не участвовать в его делах. Напротив, природа создала человека для жизни в теснейшей взаимосвязи с другими людьми. Мудрый обязан служить им всеми силами и при всех обстоятельствах. Его обязанность участвовать в жизни государства, служа ему на том посту, на который поставила его судьба. Если государство оказались в такой степени испорченным, что философу в нём нет места, он должен помнить, что он гражданин не только своего родного города, но и всего мира, и приносить пользу человечеству в целом, поучая его и подавая пример собственной жизнью.

Сенека не только не одобряет, но прямо осуждает попытки активного сопротивления злу: обличая пороки перед невежественной толпой, мудрый только раздразнит её, выступая против тирана, навлечёт на себя его гнев, что также бессмысленно, как выходить в море во время бури.

Тем более недостойно роптать и жаловаться, осуждать мировой порядок и Бога на том основании, что порочные счастливы, а хорошие несчастны. Судьба посылает испытания, чтобы закалить добродетельных и мудрых, и если они попадают в тяжелые обстоятельства, то это также естественно, как то, что хорошему солдату приходится затрачивать больше трудов и сталкиваться с большим числом опасностей, чем дезертиру. Их долг - с достоинством переносить все испытания. Если же чаша терпения переполнится, у них всегда остается возможность уйти из жизни. Достойная жизнь и мужественная смерть послужат людям примером, принесут им пользу, следовательно, долг быть полезным людям будет выполнен».

Штаерман Е.М., Кризис античной культуры, М., «Наука», 1975 г., с. 106-108.