Искусствоведение и литературоведение
ЛитератураЛитература
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
Мифы, связанные с творческой деятельностью, теорией творчества и самими творческими личностями…
X
Искусствоведение и литературоведение
ЛитератураЛитература
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
Мифы, связанные с творческой деятельностью, теорией творчества и самими творческими личностями…
X
Томас Манн издал роман: Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом / Das Leben des deutschen Tonsetzers Adrian Leverkühn, erzählt von einem Freunde.
Главный герой романа - Адриан Леверкюн. С 14 лет он серьёзно интересуется музыкой.
Одна из сюжетных линий романа заключается в том, что «Адриан Леверкюн - музыкант- экспериментатор. Его гениальность не вызывает сомнения - она подчёркивается не только колоссальным успехом музыкальных творений Леверкюна, но и их педантичным описанием. Музыка, переданная прозой,- одна из художественных новаций самого Т. Манна.
Но какова природа такой гениальности? Биограф Леверкюна рассказывает историю, случившуюся с музыкантом во времена беззаботной юности. Он влюбился в проститутку и, несмотря на её предостережения, вступил с ней в связь. В результате Леверкюн заболел сифилисом, который по прошествии долгих лет поразил его мозг. Невероятные творческие озарения, недюжинная работоспособность музыканта были якобы последствиями этой болезни. В последней её стадии, галлюцинируя, Леверкюн разговаривает с Мефистофелем, который раскрывает ему истинную причину его «гениальности».
В этом мотиве прочитывается схожесть не только с биографией легендарного Фауста, но и философа Ф. Ницше, который своими открытиями, как подозревают, был также «обязан» венерической болезни».
Великие писатели XX века / Составление, общая редакция, предисловие, послесловие П.В. Васюченко, М., «Мартин», 2002 г., с. 248.
Я должен добавить, что детали биографии вымышленного композитора Адриана Леверкюна совпали с фактами биографии австрийского композитора Арнольда Шёнберга, чем последний был весьма недоволен.
Литературоведы почему-то находят в «метафоре сифилис – источник гениальности» много интересных им смыслов, но с точки зрения теории творчества – это старая и ошибочная идея, о которой писал ещё Чезаре Ломброзо.
Вероятно, истинная причина слабости идеи – традиционное неумение писателей описывать вымышленного ими гения и его достижения…