Четырёхлинейный нотный стан / нотоносец по Гвидо д’Ареццо

«Изобретения раннего Средневековья были анонимны и размазаны по времени. Бессмысленно спрашивать кто и в каком году придумал косу или хомут. Первое в истекшем тысячелетии  изобретение, которое имеет автора и  дату, - это нотный стан.

Знаки нотного письма, «невмы», существовали издавна, но проставлялись они прямо над словесным текстом. Идея нотной линейки впервые была воплощена в 986 году в монастыре Корби, вскоре к ней присоединилась вторая линейка (одна прочерчивалась красным цветом, другая жёлтым).

Но всё же концепция  нотного стана по праву приписывается Гвидо д’Ареццо. Он родился между 990 и 995 годами и поступил монахом в обитель Помпоза в дельте реки По. Этот монастырь можно посетить и сегодня; там же находится и базилика, где Гвидо додумался до своего изобретения. Теперь это главная местная достопримечательность, но в то время монахи не одобряли фокусничеств брата-музыканта. Гвидо покинул Помпозу, как он сам писал,  «подавленный кознями завистников», и перебрался в бенедиктинский монастырь в Ареццo, где возглавил детский хор кафедральной школы.  Там же был им написан трактат «Краткое слово об изучении искусства музыки», в котором он предложил новую систему нотной записи. Его нотный стан представлял собой четыре линейки (добавленные им две имели чёрный цвет), между  которыми и размещались невмы.  В начале каждой линейки стояла латинская буква, означающая высоту тона (позднее буквы развились в обозначения ключей). Хотя ныне линеек делают пять, григорианский хорал по традиции до сих пор пишется на четырёх, как при Гвидо.

Второе его изобретение состояло в «гексахорде», то есть выборе шестиступенного звукоряда как образца для запоминания мелодии.

Соотношение между ступенями должно было оставаться неизменным. В письме к своему другу, монаху Михаилу, Гвидо предлагал некое мнемоническое правило для запоминания нот. Состояло оно вот в чём: около 770 года Павлом Диаконом был написан латинский гимн в честь Иоанна Крестителя, считавшегося патроном хорового пения. «Дабы твои слуги могли воспевать дивные твои дела своими слабыми голосами, сними грехи с их нечистых уст, о святой Иоанн!» Скромное семистрочное стихотворение всего из пятнадцати слов было на слуху у любого певчего: существовало поверье, будто оно служит магическим заклинанием от хрипоты. Гвидо предложил обозначить ноты по первым слогам первых шести строк: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эти обозначения просуществовали вплоть до начала XVII века, когда Ut ради удобства пения заменили на Do, а в качестве седьмой ноты было добавлено Si, являвшееся сочетанием первых букв двух слов, составлявших последнюю, седьмую строку стихотворения Павла Диакона.

Но всё это произошло потом, когда вместо гексахорда стала рождаться октава. А пока Гвидо в письме к Михаилу похвастался, что благодаря его мнемонической системе мальчики из хора смогли за несколько дней разучить то, на что обычно уходят недели. Ещё одной удачной находкой Гвидо стало использование суставов и кончиков пальцев левой руки для более легкого чтения нот. Этот метод и по сей день называется «Гвидонова рука».

В 1026 году Гвидо вызвали в Рим, к самому папе Иоанну XIX. Понтифик перелистал записанную по гвидоновой методе книгу песнопений, «словно какое-то чудо». На счастье, папа оказался музыкально одарённым человеком: он с успехом спел по нотам незнакомую мелодию и пришёл и полнейший восторг. Новая система получила таким образом высочайшее одобрение и стала быстро распространяться по Европе.

В XII веке, когда стандартизировалось изображение невм, нотный стан приобрёл тот вид, к которому мы привыкли. А ну как папе Иоанну не понравилась бы система Гвидо? Кто знает, как назывались бы сегодня ноты».    

Иванов С.А., 1000 лет озарений: история вещей, М., «Слово», 2002  г., с. 16-17. 

 

Современный нотный стан (нотоносец) имеет 5 горизонтальных "линеек" для написания нот на линейках, а также над, под и между ними...