Различные высказывания, мнения о творчестве и творческих личностях…
ПублицистикаПублицистические произведения о проблемах и вопросах творчества
X
Различные высказывания, мнения о творчестве и творческих личностях…
ПублицистикаПублицистические произведения о проблемах и вопросах творчества
X
«Сегодня, когда в силу причин унижающих, нечеловечных, преступных - слово «актёр» звучит как «изгой», как пария, когда из всех зарплат «бюджетников» зарплата тех, кто работает в театре, - стоит ниже всех, наша профессия считается непрестижной. А это значит: «непрестижно» думать, анализировать, оценивать, делать выводы, сочувствовать, жалеть, сострадать. И пока длится этот «пир во время чумы» - драматического театра не будет. Он всегда «процветал и был» - в иные времена и при других законах.
Сегодня «непрестижен» драматический театр, который в лучшие для человека времена считался высшим, наитруднейшим и необходимейшим из всех искусств!
В драме работают «через всего себя», в драме нужна личность, то есть нужен тот, кто обладает умом, сердцем, совестью, состраданием и желанием представить людям свои оценки, размышления, умозаключения о жизни, о её смысле, о её красоте. Вера в смысл доказывается через мощную эмоцию. А эмоция забирает силы - физические и духовные. Она опустошает, вытягивает, как машина - безжалостная и злая, - «тебя из тебя».
Во имя чего? Кому это нужно? - Будущему.
Станиславский писал свои книги с расчётом на будущее. И будут изучать его евангелие как единственное пособие те, которым не дано было увидеть К. Станиславского, Василия Качалова, Бориса Ливанова... Предчувствовал ли, предполагал ли К. С. падение искусства театра, которое уже наступило и долго не остановится в своей разрушительной наступательности? Я уверена, что знал и предполагал.
В серьёзном отношении своих артистов к славе, признанию, в их уверенности в своей исключительности он узрел ту бациллу разложения, которая величие поиска низводит к понятию «карьера»! Он писал: «Чем дальше я иду в тонкости искусства, тем меньше у меня последователей. Они делают как раз обратное тому, чему я их учил, и отдались временной моде, приняв её за новое искусство».
Станиславский в день своего семидесятилетия, будто подводя какую-то невидимую черту, написал: «Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет... Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашёл. Видел почести. Был молод. Состарился. Скоро надо умирать.
В чём счастье на земле?
В познании. В искусстве и в работе, в постигновении его.
Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу - талант! Выше этого счастья нет. А успех? Бренность!»
Я написала о том К.С., который доступен моему пониманию. Это не более чем эмоциональный знак, это косноязычно воплощённый мой восторг перед автором «Моей жизни в искусстве», книги, которая сегодня, как никогда, нужна всем. Почему именно эта исповедь отечественного гения сегодня так необходима? Она возвращает каждого к себе, обращает ваши глаза внутрь себя и заставляет быть честным перед самим собою.
В сегодняшнем хаосе оценок мы все теряемся и забываем о критериях, которые определили для себя и которым так хотели следовать. Каким я хотел быть и каким я стал сегодня? Оправдывать отсутствие высоты в себе сегодня тем, что время экстремальное, - нельзя. Для К. С. время тяжёлое оправданием не было. (Хотя сравнить экстремальность «его» и «нашу» - невозможно.) Его потери несравнимы с нашими. Но своей мудростью, чистотой, пониманием своего предназначения Константин Сергеевич Станиславский выстоял и победил, а как ему это удалось - можно узнать, прочтя его книгу. Он не пишет о своих победах, он будто признаётся в своих несовершенствах. Каким внутренним достоинством надо обладать, какой силой воли, чтобы, будучи признанным всем миром гениальным режиссёром и уникальным актёром, писать о своих несовершенствах!
Но именно эта искренняя вера в свои несовершенства сделала его великим, она вела его неустанно к поиску. Найти сегодня хоть какой-то приблизительный аналог «Моей жизни в искусстве» среди многочисленных мемуаров - невозможно. Сегодня, как правило, пишут по формуле: «Я и жизнь, которая мне много недодала».
Станиславский писал иначе: «Я в долгу перед жизнью и перед Богом». Этому надо учиться, этому надо подражать, это делает тебя человеком, а мир прекрасным».
Доронина Т.В., Монолог с восхищением К.С. (Константин Сергеевич) / Дневник актрисы, М., «Молодая гвардия», 2005 г., с. 332-334.