Абстрактное искусство как выражение абстрактных идей по Питу Мондриану

«…сущность искусства везде и во все времена остаётся неизменной, две диаметрально противоположные человеческие склонности обнаруживаются в её многочисленных и разнообразных проявлениях. Одна - стремление к воплощению универсальной красоты (direct creation of universal beauty), другая - стремление к эстетическому самовыражению, то есть к выражению того, что человек думает и испытывает. Первая побуждает к объективной, вторая - к субъективной передаче реальности. Таким образом, мы видим в каждом произведении фигуративного искусства желание объективно репрезентировать красоту как таковую, единственно через форму и цвет в их взаимно сбалансированных отношениях, но в то же время - попытку выразить то, что эти формы, цвета и отношения в нас вызывают. Эта последняя попытка неизбежно должна вести к выражению индивидуального, которое скрывает чистую красоту. Тем не менее, оба противоположных элемента (универсальное-индивидуальное) необходимы для эмоционального воздействия произведения. Искусство должно найти правильное решение. Несмотря на двойную природу творческих устремлений, фигуративное искусство достигает гармонии за счет определенной координации объективной и субъективной выразительности. Для зрителя, который ищет в искусстве чистую репрезентацию красоты, выражение индивидуального есть нечто излишнее. Для художника поиск целого, основанного на сбалансированности двух противоположных начал, был и всегда будет непрекращающейся борьбой.

На протяжении всей истории культуры искусство демонстрировало, что универсальная красота проистекает не из частных особенностей формы, а из динамического ритма её внутренних отношений или – в композиции – из взаимных отношений форм. […]

…если на протяжении своей истории искусство было постоянно и постепенно изменяющимся выражением одного и того же, противостояние двух направлений - столь очевидное в наше время - в действительности является иллюзией. Нелогично, что две основные тенденции в искусстве, фигуративная и нефигуративная (объективная и субъективная), столь враждебны друг другу. Если искусство по сути своей универсально, художественное выражение не может полагаться на субъективное видение. Наши человеческие способности недостаточны для совершенно объективного взгляда, но это не означает, что пластическая выразительность искусства основана на субъективном представлении. Наша субъективность исполняет, но не порождает произведение. […]

В наше время, когда столь большое значение придаётся коллективу, «массе», необходимо напомнить, что эволюция, в конечном счёте, никогда не совершается массой. Масса остаётся позади, но побуждает первопроходцев к творчеству. Для последних контакт с обществом необходим, но вовсе не потому, что им необходимо сознавать полезность своей деятельности  или что «коллективное одобрение помогает им двигаться вперед и питает их». Этот контакт действует исключительно опосредованным образом, как препятствие, усиливающее их целеустремленность. Первопроходцы творят, реагируя на внешние воздействия.

Их ведёт не масса, а то, что они видят и чувствуют. Они открывают сознательно или бессознательно скрытые фундаментальные законы реальности, и стремятся воплотить их. Таким образом они ускоряют развитие человечества.

Они знают, что искусство не может быть понятно каждому; пытаться достичь этого значит стремиться к невозможному. Служение человечеству заключается в просвещении. Те, кто не видит, обычно протестуют, потом пытаются понять и наконец достигают «видения». В искусстве стремление к содержанию, понятному всем, ошибочно; содержание всегда индивидуально. То же стремление всегда унижало и религию.

Искусство создается ни для кого, и в то же время для всех. Сложность искусства связана с тем, что разные уровни его эволюции представлены в нём одновременно. Настоящее содержит прошлое и будущее. Но нам не нужно предвидеть будущее; нам нужно только занять своё место в развитии человеческой культуры, развитии, которое выдвигает на первый план нефигуративное искусство. Всегда существовала только одна борьба единственного настоящего искусства, борьба за создание универсальной красоты. Это указывает путь и для настоящего, и для будущего. Нам нужно только продолжить и развить то, что уже существует. Необходимо воплотить неизменные законы пластических искусств. Они ясно обнаруживают себя в нефигуративном искусстве. пластического искусства. При продвижении от природных форм к наиболее абстрактным их выразительность возрастает. Постепенно их сила увеличивается. Поэтому прямая линия обладает более сильной и глубокой выразительностью, чем кривая.

В чистом пластическом искусстве значение различных форм и линий очень велико; именно благодаря им искусство становится чистым.

Закон денатурализации материи (denaturalization of matter) имеет фундаментальное значение для того, чтобы искусство не было связано с природной видимостью, иными словами, чтобы оно было подлинно абстрактным. В живописи основные цвета, как можно более чистые, обусловливают это абстрагирование от природного цвета. Но при современном состоянии техники цвет является лучшим средством денатурализации материи в трёхмерных абстрактных конструкциях; технические средства, как правило, не существенны.

Всякое искусство достигает определённой степени абстракции, которая становилась всё более акцентированной, пока в чистом пластическом искусстве не была достигнута более или менее нейтральная выразительность, благодаря трансформации не только формы, но материи - будь то техническими средствами или при помощи цвета».

Пит Мондриан, Пластическое искусство и чистое пластическое искусство, в Сб.: Метафизические исследования, выпуск XIII: Искусство, СПб, «Алетейя», 2000 г., с. 308-309, 312-313 и 321.

 

Я считаю, что постановка Питом Мондрианом художественной задачи об изображении средствами искусства неких абстракций интересна, но откровенно слабо (и подтасовано путём словесных игр) решение задачи: делать это с исключительно с помощью линий, прямоугольников и чистых цветов… Это иллюстрация принципа, отмеченного Г.С. Альтшуллером, что обычно при решении непростых задач цель выбирается правильно, а средство её достижения, увы, ошибочно…