Отношение к литературному подражанию в Древнем Риме

В Древнем Риме «Принцип литературного подражания (imitatio) приобрёл в романтическую эпоху дурную славу. Античность также знала отрицательное понятие plagium («плагиат»).

Путь к более справедливой оценке литературной зависимости открывает приписываемое Вергилию изречение, что легче вырвать палицу у Геркулеса, чем стих у Гомера […]

Как в политической жизни предлагающий нововведения, чтобы обеспечить им доброжелательный приём, должен выдавать их за древний римский обычай, так и писатель должен причислить себя к определённому ряду предшественников и, если нужно, самостоятельно создать такой ряд . Именно заданный принципом imitatio внутренний контекст делает особенно плодотворным литературно-историческое исследование; историю можно многосторонне воспринимать как внутренне обусловленный процесс и как освоение все новых и новых областей. […]

В более древнюю эпоху почётно только подражание греческим образцам; использование латинских оригиналов рассматривается как кража. […]

Михаэль фон Альбрехт, История римской литературы от Андроника до Боэция и её влияние на позднейшие эпохи, М., «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина», 2003 г., с. 31-33.

 

Ещё позже, когда двуязычие становится у римлян менее частым, появляется понимание необходимости разделения текстов на:

- древнегреческие тексты (которые необходимо точно цитировать);

- произведения римских авторов.

 


Корректное цитирование чужих произведений