Различные аспекты, связанные с процессом мышления
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
X
Различные аспекты, связанные с процессом мышления
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
X
Негативное влияние церкви на развитие науки проявлялось в следующем:
«1. Согласно христианству истина содержится в Откровении, в священных текстах, поэтому любая точка зрения, противоречащая тому, что в них написано, отвергалась, а её сторонники преследовались.
2. Согласно христианству все процессы в мире определяются волей Бога, который по своему желанию может остановить Солнце или усмирить бурю, может излечить тяжелобольного или воскресить мёртвого. Для Бога нет ничего невозможного. Наука утверждает другой взгляд на мир: мир подчиняется объективным законам, которые не зависят от чьей-то воли и многое из того, что раньше считали возможным, делают невозможным.
3. Согласно христианству существует Бог как вечное творящее начало и материальный мир как временное сотворённое бытие, включающее в себя человека. Они неравноценны, поэтому познание материального мира не считалось делом важным и достойным.
4. Согласно христианству земное существование человека временно, за ним следует жизнь вечная в ином мире, поэтому цель человеческой жизни - спасение души, а не обустройство земной жизни. Но именно стремление к улучшению жизни земной способствует развитию познания материального мира.
Таким образом, средневековый тип мышления можно определить как геоцентрический (теос - Бог). Он имеет следующие характеристики:
1. Мир рассматривается как двойственный, состоящий из двух неравноценных частей: духовной, творящей, вечной божественной реальности и материального, сотворённого, временного бытия. Кроме того, мир рассматривается как арена борьбы Добра и Зла, все события и процессы в нём - результат действия этих сил. Человек должен научиться распознавать Добро и Зло, чтобы стать на сторону Добра.
2. Познание истины возможно не столько с помощью разума, сколько с помощью веры. Истина содержится в священных текстах, а также в текстах высоких авторитетов, признанных церковью. Поэтому процесс познания - это, скорее, работа с текстами, их изучение и комментирование, а не с реальным миром.
3. Целью познания является укрепление веры, то есть, в конечном счете, приближение к Богу, а не практическое использование знания в промышленности и в других сферах жизни.
4. Основным методом познания является достижение особого состояния святости, которое позволяет понять истины Откровения, подниматься мыслью в высшие духовные сферы и получать знание непосредственно из этих сфер.
5. Поскольку материальный мир рассматривается как зависимый от мира духовного, реальное практическое взаимодействие с ним (в земледелии, ремесленном производстве и т.д.) сопровождается действиями магическими (молитва, жертвоприношение и т.д.), призванными воздействовать на «высшие силы».
Существование данного типа мышления можно оценить как некоторый возврат от античного рационального мышления к мифомышлению, но не в его первоначальной форме, а в форме, вобравшей в себя определенные достижения античной философии. В целом античный и средневековый тип мышления имеют между собой много общего, они выстраивают похожие картины реальности: разделение духовного и материального, приоритет духовной божественной реальности и т.д.».
Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C., Философия науки, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г., с. 154-155.