Разработка новых моделей одежды в Доме Кристиана Диора

«Особенность ремесла кутюрье - непосвящённых она приводит в растерянность - состоит в том, что сезонная мода вызревает всегда в противоположное время года. […]

Так вот, возвращаюсь к работе над коллекцией: в первые дни заслуженного отдыха я, поддавшись сожалениям, прихоти и любопытству, принуждаю себя рисовать. И даю жизнь нескольким несовершенным, преждевременно появившимся на свет наброскам, которые впоследствии мне только мешают. Но если говорить правду до конца, то я уже чувствую внутри смуту и волнение, я уже счастлив, что успел что-то найти, и спешу закрепить найденное на бумаге - так у меня проходят несколько недель, Потом я уезжаю в деревню. Мое перемещение, неизбежное и целенаправленное, можно сравнить разве что с перемещением угрей, направляющихся в Саргассов о море на нерест, или пингвинов, которые несут яйца на определенном острове. Уезжая, я заранее знаю, что уже в первые две недели начну рисовать на маленьких листочках крошечные фигурки, похожие больше всего на иероглифы, понятные мне одному.

Я рисую непрерывно - в постели, в ванной, за едой, в машине, на прогулке, при солнце, при лампе, днем и ночью. Постель и ванна, где, если можно так выразиться, не помнишь о теле, - лучшие места для вдохновения, там наконец ум свободен. Встречаются и счастливые случайности: камень, дерево, человек или кошка, привычный жест, луч света могут вдруг стать весточкой, которую нужно срочно уловить. Леонардо да Винчи, бродя по флорентийским окрестностям, рассматривал рисунки на песке, облака на небе, а потом писал свои картины. Я же просто вижу платья всюду, где их не может быть.

И вдруг - озарение, от наброска бросает в дрожь. Я вспыхиваю, Возникла тема, и я множу, множу варианты, и вот на следующее утро - обычно после ночных размышлений - рождается ещё один силуэт, который снова подает мне знак. […]

Отбор происходит почти что автоматически. Я мгновенно чувствую, в каком из рисунков что-то заложено, пустые, которые тоже были нужны, отсеиваются сами собой. Новая идея жаждет воплощения, и, подчиняясь ей, я в ближайшие два-три дня делаю не одну сотню рисунков. Мысли набегают одна за другой, один набросок рождает целую серию вариаций на ту же тему. Мои эскизы - основа будущей коллекции. Теперь я тороплюсь в мастерские, где эскизы превратятся в платья». […]

До сих пор речь шли об идеях платьев, теперь я расскажу, как они воплощаются. В дело включаются сотни рук, они моделируют, кроят, сметывают и шьют платье.  […]

Мои рисунки, которые на старинном и милом языке швей по-прежнему зовутся «гравюрками», нацарапаны кое-как, в них ещё нет фасонов, которые необходимы для шитья, в них есть пока только новизна. Они переходят из рук в руки, а я их комментирую, дополняю кое-какими техническими замечаниями, касающимися либо кроя, либо ткани. Мы на первом этапе преображения набросков. Я внимательно наблюдаю за их состоянием по тем реакциям, которые они вызывают моих верных советчиц. Иной раз изобилие набросков просто необходимо, чтобы навязать тенденцию, И вот на одном из них - внезапная остановка:

- А это мне нравится!

Все рассматривают рисунок, разбирают по деталям, потом возвращаются к предыдущим. Благодаря последнему внимательно изученному рисунку, который оказался убедительным, все другие приобретают иное значение, громче говорят в свою пользу. В большинстве случаев открытие, совершенное a posteriori, повторяет нам один и тот же урок: убедителен самый простой, самый очевидный силуэт - тот, где новый принцип выражен наиболее ясно. И он всегда наиболее живой. Теперь нужно воплотить, суметь выразить наброски. Во время работы слова «выразить», «выражение» не сходят у нас с языка. […]

Мадам Маргерит раздаст «гравюрки» мастерицам, каждая выбирает то, что ей нравится. И у них есть своя свобода. Хорошо выражаешь то, что хорошо чувствуешь. Распределение рисунков мадам Маргерит сопровождает пояснениями, углубляя и развивая в них то, что я только обозначил. Собрав вокруг себя свой мирок, она читает лекции. Мне иной раз случается зайти в эти минуту в студию, и я тронут вниманием и воодушевлением, которыми светятся лица. Все стремятся понять те задачи, которые ставят перед ними новые рисунки, все боятся пропустить хоть слово. Лучшие из мастериц чувствуют себя начинающими - а ведь в их руках бог знает сколько таланта!  […]

Все думают, что кутюрье берёт и в мгновение ока гениально драпирует манекен - случай редчайший. Модель создаётся долгой работой, прикидка за прикидкой, на основе проработанной базы. Работа с манекеном завершается успешно только тогда, когда крой коллекции тщательно проработан». […]

 


Продолжение »