Предотвращение воровства последних моделей одежды у Кристиана Диора

«Вопреки строгим правилам, установленным профсоюзом, вопреки тщательному слежению, которое ведётся в каждом Доме моды, область моды и портновского искусства не может целиком и полностью избежать нахлебников и мошенников.

Существует пять классических возможностей «снять фасон». Самый травмирующий - предательство одного из сотрудников.

Когда весь коллектив прекрасно понимает, что такое трудиться над созданием коллекции, когда ни для кого не секрет, что коллекция создаётся только общей работой кутюрье, закройщиц, швей и манекенщиц, когда их будущее зависит от успеха или провала созданной коллекции, такое предательство выглядит чудовищным.

Однако, чтобы не вводить в соблазн, мы принимаем необходимые меры. Модели путешествуют внутри Дома если не под покровом тайны, то уж точно под покровом белых чехлов, так что кажется, будто наши помощницы переносят призраков. Все эскизы тщательно пронумерованы. Не пошедшие формы из полотна и отвергнутые модели, благодаря которым можно было бы раньше времени узнать основные линии нового направления, тщательно спрятаны до дня показа. Рабочая студия снабжена системой занавесей, которые мгновенно падают при малейшей опасности, закрывая сложенные ткани, шляпки и вышивки. В каждой мастерской, в каждом коридоре висят плакаты, напоминая: «Скопировать - значит украсть», «Плагиатор остаётся без куска хлеба». Лично у меня было всего несколько подобного рода случаев, и все они произошли в первые месяцы после открытия моего Дома моды. Говоря по чести, изготовление копий «навынос» - случай редкий, парижский портновский цех известен как здоровое сообщество отважных, мужественных и преданных своему делу людей.

Следующая возможность заниматься плагиатом возникает позже, когда к коллекции получают доступ журналисты. На этом этапе автору наносится ущерб тем, что широкая публика узнаёт слишком много подробностей и характерных особенностей созданных им оригинальных моделей. Все французские журналисты непременно подписывают документ - обязательство в профсоюзе кутюрье и только после этого получают карточку журналиста, специализирующегося в области моды, которая дает доступ к показу коллекций. Каждый французский журналист знает сферу своей деятельности и её границы, но у его собратьев, иностранных журналистов, зачастую нет подобных ограничений, и они выходят за пределы допустимого, хотя и не по злому умыслу.

У себя в салонах я поручаю трём или четырем помощникам специально наблюдать, чтобы не происходило утечки информации, и они незамедлительно обнаруживает тех, кто по своему незнанию готов стать вором. Мы очень вежливо просим их вернуть нам наброски, которые были ими сделаны. Закон нашего профсоюза неумолим: пишите, но не рисуйте! Бывают более серьёзные случаи, но они редки, когда человек действует дерзко и отважно, пытаясь заполучить наши модели. Мы разоблачили одного фотографа, он делал снимки фотоаппаратом, который был не больше пуговицы. Его мы просто-напросто выставили за дверь.

Третий путь утечки моделей - и он самый распространённый - это зарисовки закупщиков, которые пренебрегают правилами, обязательными для профессионалов. Они стараются тайком зарисовать те платья, которые проходят у них перед глазами. Чаще всего они оправдываются тем, что хотели запомнить в общих чертах то платье, название которого не расслышали. В подобных случаях мы стараемся, чтобы закупщик купил эту модель или вернул нам рисунок, и сохраняем за собой его залог. Примерно в том же духе действуют и некоторые закупщики из провинции или из-за границы. Они договариваются, что каждый купит по одной определённой модели, потом они их объединяют вместе и оказываются владельцами настоящей небольшой коллекции, купленной за минимальную сумму. Хотя по сути в этом случае нет мошенничества, такого рода закупщики скорее расширяют свои права покупателя.

Но как бы там ни было, тайна коллекции, которую поначалу так ревниво оберегал творец и его окружение, от показа к показу становится всё более явной. Слишком широкое и слишком быстрое распространение новых фасонов снижает их коммерческую ценность. Закупщики прекрасно это понимают и не слишком радуются появлению в журналах фотографий тех моделей, которые они только что закупили. Однако нужно сказать, что роль модных журналов в Европе и в Америке разная, В Соединенных Штатах профессионалы рассматривают прессу как помощника, с которым они сотрудничают, тогда как у нас, на континенте, профессионалы и пресса скорее побаиваются друг друга и предпочитают друг друга не знать. Кутюрье-европейцу журналы кажутся скорее нахалами, норовящими растиражировать, а значит, и обесценить его модели, которые достались ему так дорого... Но я с такой позицией не согласен, потому что платье, которое появилось в модном журнале, может побудить женщину купить его. И как бы ни был точен рисунок или четка фотография, невозможно, даже взяв его за основу, воспроизвести по нему модель. Без полотняной формы или лекала можно сшить что-то очень приблизительное, а приблизительность в портновском искусстве синоним «меньше, чем ничего».

Кристиан Диор, Диор о Dior, М., «Слово / Slovo», 2010 г., с. 138-141.