«В 1674 г. Карло Дольчи создал удивительную вещь - «Двойной автопортрет».
С холста на нас торжественно глядит богато одетый, благородно-осанистый художник, почти величавый, почти похожий на людей, изображенных на ренессансных портретах, хотя и без магической сопричастности чему-то высшему, которая была им более или менее присуща.
Всё дело, однако, в том, что художник держит в руках рисунок, хорошо видный зрителям, где он показал себя ещё раз, теперь в одежде скромного ремесленника, слегка карикатурно, с очками, забавно наползающими на нос.
Вместо парадной внушительности - жанровая наблюдательность, вместо тяжёлого масла заученной композиции - лёгкий штрих наброска.
То, что портрет в портрете - это словно бы графика в живописи, различие двух техник и методов подхода к натуре, - довершает парадоксальный замысел.
Картина иронически расщепляется изнутри, распадается, не выдерживая страшного давления вставленного в неё маленького эскиза, правдивого и небрежно-усмешливого».
Баткин Л.М., Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления, М., «Наука», 1978 г., с. 120.